kiratata (kiratata) wrote,
kiratata
kiratata

Category:

Тема власти и тема доверия применительно к вопросу о грехопадении

В недавних постингах Боконона (здесь и здесь) и в обсуждении этих постингов рассматривается очень важная и интересная проблема – соотношение применительно к вопросу о грехопадении двух ключевых тем: темы власти ("правильной" и "неправильной") и темы доверия. Мы приняли в этом обсуждении участие – и теперь желаем "просуммировать" изложенное Бокононом, присовокупив к этому наши собственные соображения и выводы.

Итак, рассмотрим основные образы-тезисы указанных постингов Боконона.

1. Позиция Бога

власть Бога – это импульс свободной жизни
– это естественный путь
– сила Бога в слабости и немощи
– Взял глину, вдохнул в нее жизнь и сказал получившемуся - живи, расти, плодись и размножайся
– Как садовод возделывает виноград, какие-то ветки подрезает, какие-то листочки убирает, но в целом не экспериментирует с кустом,
– не выводит из него арбузо-виноград,
– /Бог предлагает:/ ты лучше подумай, как виноград без семечек вывести, и чтоб винограднику самому это было интересно

2. Позиция дьявола

– падение дьявола началось именно с такого вот мелкого насильного действия, когда дьявол стал зажимать виноградник
– дьявол, я думаю, эстет - ему нужно упорядочить, порядок свой навести, чтоб было как по расписанию
– Дьяволу захотелось большего, он выступил как экспериментатор,
– Может быть даже первоначально он преследовал благие цели - защитить, улучшить, добавить, сделать сильнее,
– дать винограднику клыки и когти, силу, чтоб отбиться от врагов в случае чего – но это путь противоестественный, потому что сила Бога в слабости и немощи

3. Позиция винограда

– он имеет свою четко выраженную форму, но растет не ровными квадратами и шестиугольниками, а как получается
– виноградник чихать хотел на ограничения и геометрические доктрины, в которые его пытаются впихнуть
– растет себе и растет,
– распространение - хаотическое и анархическое
– Божьему винограднику не нужны клыки и когти, потому что никто на него не нападает
– /Бог ему/ не добавляет колючек и огнедыщащих пыхалок
– Препятствия могут быть, но препятствия преодолеваются слабой силой
– Как росток пробивает асфальт, живое давит на мертвое с силой миллион атмосфер и выходит наружу
Давит не потому, чтобы уничтожить мертвое, мертвое и так мертво, а чтобы показать себя, раскрыть в полноте, потому что жизнь - это экспансия
– не туда, мол, растешь! – Ну виноградник его и послал

4. Конфликт и взаимонепонимание

– Ну виноградник его и послал,
– дьявол пошел жаловаться Богу, вот-де хотел как лучше
– Бог не то, чтобы послал дьявола, но удивился, че он дурью мается
– дьявол на Бога обиделся, вот, блин, не понял Бог, что дьявол хотел как лучше, что у дьявола благие намерения
– Дьявол начал насильно перестраивать мир, кроить и кромсать, не можешь - научим, не хочешь - заставим – Эта власть-насилие дьявола окончательно и испортила
Ею же он портит других

КАК ВСЁ ЭТО МОЖНО РЕЗЮМИРОВАТЬ?

Точка зрения Боконона:


Правильная власть – у Бога, потому что она импульс жизни: Бог даёт косной материи то, чего она ещё не имеет, но что ей иметь будет хорошо, выведет её на высший уровень. И не напрягает живую материю тем, чего ей не надо, ради Своего собственного самовыражения.

Неправильная власть – у дьявола, потому что он не интересуется, чего на самом деле надо винограднику, а просто хочет сделать с ним по-своему, продолжить им самого себя.

У виноградника тоже правильная позиция, потому что он в своих правах – никого не трогает и не переделывает, просто отодвигает в сторону, как росток отодвигает асфальт.

Сталкиваются интересы дьявола и виноградника :
"не туда, мол, растешь! – Ну виноградник его и послал. Вот тут и начинается насилие".

В ТАКОМ СЛУЧАЕ СРАЗУ ХОЧЕТСЯ СПРОСИТЬ:

где, где начинается насилие? Когда дьявол пытается "улучшить" виноградник, не интересуясь его мнением?.. – а когда виноградник желает раскрыть себя в полноте не интересуясь ничьим удобством, "потому что жизнь - это экспансия" – то это не насилие?

Мы видим эту проблему приблизительно так:

Хаотическое и анархическое распространение, как нам представляется – это не совсем то и даже совсем не то, что делает росток по велению Бога. По нашему разумению, смысл его роста не в том, что он отодвигает асфальт – а в том, что он превращает землю в живое вещество, то есть поднимает её на более высокий уровень. Бог желает, чтобы и виноград подобным же образом подняли на более высокий уровень – неспроста же речь о ягодах без косточек! Значит, существам более высокого уровня предполагается их есть – но только так, "чтоб винограднику самому это было интересно".

Таким образом, Бог предлагает участникам конфликта учиться синергии, то есть согласованию воль и сложению возможностей. Мы не знаем, как отнёсся к этому виноградник; ясно, что с дьявола, как высокоразумного существа, спрос бОльший – и тут было бы самое место его умению экспериментировать, творчеству, власти над материей в сочетании со способностью строить перспективу и находить оптимальный путь решения.

Сам Боконон замечательно говорит о первозданной власти Адама над живой природой: "Я даже не знаю, можно ли называть это "властью" в привычном нам понимании этого слова, может быть, не "власть", а "способность, умение" это можно назвать… Бог дал ему эту власть действовать, Адам и действует, Бог его не поправляет." Животные тоже довольны, надо понимать – и не обижаются, слыша от Адама словечки типа "осёл", "свинья". Налицо успешное обучение синергии.

Дьявол же, вместо того чтобы учиться синергии, предпочёл обидеться и истолковать стремление Бога научить его, дьявола, лучшему подходу – поднять его на высший уровень, ближе к божественному – как экспансию Бога, игнорацию Им неких важных прав дьявола.

"И все завертелось. Дьявол начал насильно перестраивать мир, кроить и кромсать, не можешь – научим, не хочешь – заставим."

То есть дьявол стал стремиться видеть вещи примерно так, как видят их современные – причём даже отнюдь не самые нехорошие – политические деятели: мол, всё равно все рано или поздно будут вовлечены в орбиту влияния – либо мою, либо Богову, а почему я должен Ему уступать? Я формую под свою идеологию, вербую себе армию из "условно свободных", ну и Бог тем же занимается!

В этом смысле в отношении ситуации в Эдемском саду можно повторить то, что сказано Бокононом об искушении Христа в пустыне: "Так что я думаю, что дьявол был вполне искренним (насколько это возможно для него), когда обещал поделиться с Христом половиной царства своего."

Дьявол заинтересован в "вербовке" первых людей с их возможностями и спешит "открыть им глаза" на политическую ситуацию: Бог-де преднамеренно держит их в невежестве, чтобы сохранить главенство, то есть реализует Себя за их счёт. Дьявол намерен делать принципиально то же, но на более выгодных для людей условиях – немножко поделившись с ними правом на информацию."Будете как боги, знающие добро и зло".

Ева, впервые столкнувшись с идеей, что кто-то сильнейший может тебя использовать по своей собственной воле, не утруждаясь согласовывать её с твоей, впадает в неуверенность и тревогу: ой, а ну как и в самом деле! Надо подстраховаться! – съедает яблоко, в котором якобы находится кладезь знания, и спешит "завербовать" Адама в "партию поедателей яблока": вместе мы сильнее! – то есть именно что осуществляет свою экспансию за счёт свободы выбора Адама. Однако вдвоём они испытывают, что естественно, удвоенный страх перед могуществом Бога. Чем больше они приобретают опыта в практике насилия, навязывания друг другу несвойственного им ранее поведения, тем отчётливей и масштабней представляются им возможности насилия со стороны такого могущественного существа, как Творец. В итоге они пытаются защититься от Его властного взгляда, замотавшись в листья и спрятавшись в кусты. Здесь встаёт тема наготы – как открытости, беззащитности перед любой попыткой присвоения, пожирания в прямом и любом переносном смысле.

Таким образом, можно действительно подойти к эдемской трагедии со стороны вопроса о злоупотреблении властью. Мы можем определить власть как распространение своей воли вовне – в отношении как "безвольной" косной материи, так и тех, кто обладает собственной волей. Следует подчеркнуть, что власть как таковая, и с точки зрения Боконона, и с нашей, сама по себе не зло – она становится инструментом зла или добра в зависимости от того, употребляется с учётом подлинных интересов того, в отношении кого применяется, или служит только интересам власть имеющего (безразлично, приземлённо-материальным или высоко-духовным!). По нашему глубокому убеждению, насилие также не является безусловным злом – при соблюдении тех же самых условий. Насилие – это осуществление власти при выраженном противоборстве воль. Но ведь вполне возможно действовать в интересах кого-либо и при этом против его воли – другое дело, что это требует удвоенной ответственности (скажем, спасать человека, находящегося в неадекватном состоянии, или удерживать его силой от безумного поступка). Насилие перестаёт быть насилием и превращается в адекватное осуществление власти при условии согласования воль – то есть если участники этого экстраординарного, в принципе, события сумеют договориться между собой, объясниться насчёт соблюдения взаимных интересов. А для того, чтобы это стало возможным, очень важно авансировать друг друга доверием, поскольку не всё и не всегда можно доказать и наглядно объяснить. Так мы снова приходим к теме доверия, о которой уже столько было сказано.

Мы рассчитываем в скором времени вернуться к теме власти и доверия – прежде всего в аспекте взаимоотношений человека и животных, в частности планируем рассмотреть вопросы "одомашнивания" как животных, так и человека.


* * *

Доверчивость терпит крушение,
Гордыня истаяла ропотом,
Беда выливается в горе,
А то - стекленеет опытом,

А опыт вызреет в мудрость -
Хоть все и сложилось иначе, -
А мудрость возводит к доверию,
С которого мы чуть не начали.

21.12.94

Тата Гаенко
Tags: Богословское, Природа и цивилизация, Стихи наши, Эссе
Subscribe

  • Первый пошёл! :)

    Благовещенский весь такой, как белая лилия Гавриила для Марии:) И розетка живучки вокруг – как будто специально для него! Расцвёл как раз…

  • Канун декабря

    Живём, как в сказке про Двенадцать Месяцев: Снег, радуга, туман, и ветер бесится. Смурной осенний снеговик, взгляни-ка! – У ног твоих – цветущая…

  • Танец с колокольчиками в октябре

    В высях стынущей стороны (А колокольчикам хоть бы хны) Свистит заточенный диск луны. А колокольчикам хоть бы хны. Горизонты темны, темны. А…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Первый пошёл! :)

    Благовещенский весь такой, как белая лилия Гавриила для Марии:) И розетка живучки вокруг – как будто специально для него! Расцвёл как раз…

  • Канун декабря

    Живём, как в сказке про Двенадцать Месяцев: Снег, радуга, туман, и ветер бесится. Смурной осенний снеговик, взгляни-ка! – У ног твоих – цветущая…

  • Танец с колокольчиками в октябре

    В высях стынущей стороны (А колокольчикам хоть бы хны) Свистит заточенный диск луны. А колокольчикам хоть бы хны. Горизонты темны, темны. А…