?

Log in

No account? Create an account

Пн, 2 окт, 2017, 23:31
Честность, справедливость, социум и мозг

Весьма увлекательная область – сопряжение социального и биологического в человеческой жизни, на уровне телесного устройства.

Несколько цитат и ссылок на тему "как оно работает":

=============================

Справедливость как первичная потребность
(из книги: Дэвид Рок. "Мозг. Инструкция по применению")

"....для мозга справедливость – первичная потребность. Чувство справедливости само по себе способно породить сильную позитивную реакцию, а чувство несправедливости – реакцию на угрозу, которая длится не один день.... Голназ Табибния, доцент Университета Карнеги – Меллон, изучает справедливость и то, как люди судят о ней. «Склонность к равенству и сопротивление неправедным решениям глубоко заложены в человеке», – говорит она.

Табибния объясняет, как все это работает. «В мозге есть область, известная как полосатое тело, которая отзывается на так называемое первичное вознаграждение. Полосатое тело получает сильный дофаминово-энергетический вброс от среднего мозга и участвует в процессах, связанных с положительным подкреплением и соответствующим обучением. Эта схема активируется, когда с человеком обращаются справедливо, но если он испытывает чувство несправедливости, активируется передняя часть островка. Это очень интересно, поскольку результаты предыдущих исследований связывали его с чувством отвращения – например, к невкусной еде. Вкусовое и социальное отвращение обрабатывается в одном и том же отделе мозга; точно так же, кстати, социальное вознаграждение и удовольствие от еды обрабатываются в вентральном стриатуме. Таким образом, похоже, что подкрепления социального характера записываются и хранятся в мозге примерно так же (по крайней мере в некоторой степени), как первичные подкрепления».
................

...Справедливость помогает наслаждаться жизнью, активируя дофаминовые клетки в глубине мозга не хуже, чем хорошая пища или неожиданная премия. Реакция на справедливость, вероятно, вызывает у человека подъем уровня серотонина – нейромедиатора, который помогает успокоиться и расслабиться, – хотя до сих пор ни одно исследование не показало этого напрямую. Точно так же – через повышение уровня серотонина в мозге – работают такие антидепрессанты, как прозак и золофт.

....Всякое проявление справедливости пробуждает в человеке ощущение безопасной связи с другими людьми; судя по всему, оно непосредственно связано с чувством общности. Кроме того, любой справедливый поступок повышает у каждого из нас уровень доверия. Исследования показывают, что, по собственным оценкам человека, доверие и готовность к сотрудничеству усиливаются при получении справедливого предложения. Взаимовыгодный обмен также повышает уровень окситоцина.

Таким образом, ощущение справедливости мира повышает уровень дофамина, серотонина и окситоцина. Это, в свою очередь, вызывает позитивное эмоциональное состояние, которое помогает человеку открыться для новых идей и стимулирует контакты с окружающими. Такое расположение духа замечательно подходит для сотрудничества."

(отсюда)

=============================

"Несмотря на то, что отвращение к неравенству довольно общая черта, свойственная всем людям, особенно когда дело касается денег, до сих пор ученые не знали, каким образом это чувство связано с работой головного мозга. ''В своей работе мы попытались выявить нейронные основы, определяющие отвращение людей к неравенству. Оказывается, это чувство - не просто реализация общественного договора или правила, оно возникает в результате работы базовых мозговых структур, центров удовольствия'', - прокомментировал работу профессор Джон ОДогерти (John ODoherty), слова которого приводит пресс-служба Калифорнийского технологического института.

Центрами удовольствия ученые называют области головного мозга, активизирующиеся на какие- либо приятные внешние стимулы: вкусную еду, деньги, театр, музыку и другие, в так называемой ''вентромедиальной префронтальной'' коре головного мозга и нижней части полосатого тела головного мозга."

(отсюда)

=============================

"Человеческий мозг на клеточном уровне способен различать справедливость в оплате труда, утверждают ученые. ..........

Стриатум — это важнейшая часть нашей нервной системы, а именно — системы внутреннего подкрепления (вознаграждения). Вместе с системой наказаний она играет важнейшую роль в механизмах закрепления поведения. Стриатум же участвует в регуляции работы внутренних органов, в осуществлении поведенческих реакций (например, добывании пищи), а также в формировании условных рефлексов..."

(отсюда)

=============================

"Ученые связывают добровольную социальную изоляцию с пониженной активностью в нижней части полосатого тела. Кстати, годом раньше сотрудники Национального института умственного здоровья (National Institute of Mental Health (NIMH)) выяснили, что полосатое тело принимает участие в обработке информации о социальном статусе. И активируется как раз в тот момент, когда статус изменяется -- повышается или понижается. Возможно, у тех, кто предпочитает социальную изоляцию, мозг не выдает награду в ответ на положительные стимулы, связанные с социальным взаимодействием. И эти люди не способны чувствовать удовлетворение от действий, которые обычны для жизни в социуме: формирование разноуровневых связей, соперничество или симпатию...

... полосатое тело, по данным калифорнийских исследователей, активно реагирует еще и на такое понятие, как справедливость. В одном из экспериментов эта область мозга показывала повышенную активность, когда испытуемые совершали «правильные» с точки зрения этики поступки. Активность повышалась даже в том случае, когда человек не получал за свой поступок вторичного удовлетворения, выраженного в денежных единицах. А вот немецкие ученые считают, что в полосатом теле находится центр жадности. В их экспериментах эта область возбуждалась у испытуемого, который за правильный ответ получал награду меньше, чем его коллега. Хотя, может быть, это -- своеобразное проявление «справедливости» полосатого тела. В свою очередь, английские ученые выяснили, что тот же отдел мозга отвечает еще и за любовь к риску. Причем и риск, и жадность, и справедливость, и, видимо, социальная активность поощряются при помощи одного и того же медиатора -- дофамина. Или, как его нередко называют, гормона удовольствия..."

(отсюда)

=============================

"О нейрологических основах честности известно немного. Между тем для понимания ее природы и эволюционных корней очень важно выяснить, существуют ли в мозге специализированные участки или нейронные сети, отвечающие именно за эту поведенческую особенность.

Ранее было показано, что выбор между честностью и личной выгодой связан с активностью правой дорзолатеральной префронтальной коры (пДЛПФК) (J. D. Greene, J. M. Paxton, 2009. Patterns of neural activity associated with honest and dishonest moral decisions). Может быть, там и расположен искомый «центр честности»? В таком случае логично предположить, что искусственная стимуляция этого участка коры будет способствовать честному поведению.
............

Похоже, микрополяризация повлияла лишь на «застенчивых лжецов», которые врали, но знали меру. (...) Возможно ... активность пДЛПФК стимулирует совесть только у тех, у кого она есть. Выражаясь более корректно — у тех, в чьей психике в данной ситуации имел место конфликт между мотивами личной выгоды и честности. У кого такого конфликта не было, на того стимуляция не подействовала.

Для проверки этого предположения авторы воспользовались данными, полученными в ходе анкетирования участников эксперимента, которое проводилось сразу после выполнения заданий (эффект микрополяризации в это время еще должен был сохраняться). В частности, испытуемых просили оценить, насколько морально приемлемым они считают обман в задании с бросанием кости. Как и следовало ожидать, те, кто считал такое поведение аморальным, вели себя в ходе тестирования честнее. Интереснее другое: оказалось, что если разделить всех испытуемых на две равные группы по силе осуждения ими нечестности, то положительное влияние микрополяризации на честность выявляется только у той половины студентов, которые сообщили, что считают нечестное поведение предосудительным (рис. 3). Иными словами, если испытуемый не видел ничего плохого в том, чтобы приврать для максимизации своего выигрыша, то стимуляция пДЛПФК не повлияла на его поведение. Напротив, у тех, кто осознавал моральную неприемлемость вранья, данная процедура усилила честность до абсолютного максимума...
...........

Этот результат подтверждает, что стимуляция пДЛПФК не увеличивает «честность вообще», а лишь способствует решению моральной дилеммы в пользу честности (а не личной выгоды) теми людьми, которые осознают, что здесь вообще есть какая-то моральная дилемма. Кроме того, оказалось, что на сознательные оценки моральной приемлемости обмана микрополяризация не повлияла. Это согласуется с идеей о том, что стимуляция пДЛПФК влияет именно на решение конкретной моральной дилеммы (а не на то, насколько высоко человек ценит честность).
............

...получается, что в пДЛПФК находится довольно специализированный центр, активация которого избирательно действует именно на решение моральных дилемм, в которых личная выгода вступает в конфликт с честностью.

Полученные результаты можно рассматривать как еще один косвенный аргумент в пользу того, что совесть — явление не «чисто культурное», и что у наших предков в ходе эволюции развились особые нейронные структуры, обеспечивающие предрасположенность к порядочному (просоциальному) поведению."

(отсюда)

=============================

Интересно сопоставить с тем, что говорит Лиза Фельдман Барретт об устройстве и работе мозга (мы выкладывали вот тут) - насчёт поисков в голове "кларнетов и гобоев". Супер-сложная структура, в которой много (много! много!) способов добиться выполнения задач, которые стоят перед организмом / перед существом в целом - и пути интеграции конкретного существа тоже офигенно многоразличны...

This entry was originally posted at https://kiratata.dreamwidth.org/735400.html. Please comment there using OpenID.

Пн, 2 окт, 2017 22:48 (UTC)
arico_samaa

Ахаха, то есть, совесть все-таки существует? Объективно? Мы недавно с Ру и Женей об этом спорили.

Вт, 3 окт, 2017 21:01 (UTC)
archiv_alterry

Я бы сказал так: если судить по этим конкретным исследованиям - то объективно существует ряд механизмов, способствующих внутренней интеграции личности (решение моральной дилеммы, скажем - это акт интеграции, выбор, сделанный по сумме факторов);

при этом, если иметь в виду, что слово "со-весть" исходно подразумевает именно такой аспект, как собирание себя воедино, со-осознание ситуации в целом -

то да, в этом плане можно считать, что если не сама совесть, то возможности к её развитию - да, биологически имеются.

То есть, резюмируя: биологическое обеспечение имеется - а там дальше как хочешь, хочешь - развивай, не хочешь - не развивай! :)

Ср, 4 окт, 2017 09:27 (UTC)
arico_samaa

А. Тогда другое дело.

Спасибо за разъяснение!

Вт, 3 окт, 2017 21:04 (UTC)
yve_chmur_ent

Вау!

"а там дальше как хочешь, хочешь - развивай, не хочешь - не развивай! :)"

Это и есть пресловутая "Свобода совести", одна из базовых свобод личности - "свобода иметь любую совесть или не иметь никакой"

Вт, 3 окт, 2017 21:06 (UTC)
archiv_alterry: иметь любую совесть или не иметь никакой

Во-во!

и в каком качестве её, ткскть, иметь, и на чём её, ткскть, вертеть... :)))

Ср, 4 окт, 2017 09:29 (UTC)
arico_samaa: Re: иметь любую совесть или не иметь никакой

Ахаха))

Вт, 3 окт, 2017 21:12 (UTC)
sheol_superkomp: Справка, если что)

Изначально:

СВОБОДА СОВЕСТИ — англ. liberty of conscience; нем. Gewissensfreiheit. Личная свобода; право индивида либо исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой; отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду.

СВОБОДА СОВЕСТИ
это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). В качестве конституционной свободы С.с. закреплена в ст. 28 Конституции РФ.
С.с. в числе других свобод человека была провозглашена во Всеобщей дек,ларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.

Edited at 2017-10-03 21:14 (UTC)

Ср, 4 окт, 2017 20:09 (UTC)
yve_chmur_ent

МЕ:

"Мы недавно с Ру и Женей об этом спорили."

И у вас было три разных мнения? и у кого какое?

Мы всё это обсуждали вчетвером с ИВ, Алвой и Кузей. Собственно, Кузя молча слушал и спросил только "зачем вы такие сложные?!"

Пт, 6 окт, 2017 19:21 (UTC)
arico_samaa

Да не, не три. Ру говорил нет, Женя говорила есть, это просто у него нет :)

а я наблюдал, потому что меня этот вопрос, в принципе, интересует, но к однозначному мнению я пока не пришел. Только я убеждаюсь в чем-нибудь одном, как нахожу свидетельства обратного...

Пт, 6 окт, 2017 21:18 (UTC)
yve_chmur_ent

Ивэ:
Ну да, потому что ответ "есть" или "нет" будет правильным в зависимости от того, как именно ставить вопрос.

МЕ:
"ну то есть что считать за секс"(с)

в смысле, применительно к данному случаю: возможность _честно_ задавать себе неприятные вопросы и честно на них отвечать, а не делать вид, что их не существует - эта возможность _есть_ у разумного существа природно;
а будешь ты ею пользоваться или нет - твой личный выбор, это во-первых;

будешь ты отрицать, что эта возможность есть (у тебя и у других) искренне, потому что сам ею не пользуешься, или будешь лгать вполне сознательно, потому что не хочешь обнародовать свои внутренние разговоры и конфликты с собой -
это твой личный выбор, во-вторых;

не называть эту потенциальную способность совестью, а называть как-то иначе - это твоё дело, в третьих;

так что в итоге выходит, что кто хочет иметь совесть, тот её имеет, а кто не хочет - тот не имеет; ну и как рассудить, есть она "в природе" или нет её там, а она только в голове?

Пн, 9 окт, 2017 14:08 (UTC)
arico_samaa

Мне кажется, все-таки существует, хотя бы исходя из того, что человек может и ставит себя на место другого, и спрашивает себя: буду ли я делать другому то, от чего мне было бы плохо?

Пн, 9 окт, 2017 14:08 (UTC)
arico_samaa

Буду. Если он сам так поступает.

Пн, 9 окт, 2017 14:09 (UTC)
arico_samaa

..Вот он и есть - вечный круговорот насилия и несправедливости :((