?

Log in

No account? Create an account

Сб, 17 мар, 2012, 23:12
Кого травмирует и кого не травмирует ситуация с Pussy Riot – и почему

С чувством глубокого удовлетворения (как вы помните, это и есть знаменитое шестое чувство советского человека:)) мы можем констатировать, что обсуждение двух наших постингов, посвящённых ситуации вокруг Pussy Riot (вот этого и вот этого) произошло во вполне мирном, дружелюбном, а главное – конструктивном ключе. По ходу означенного обсуждения мы, кагрится, наблюли и осознали нечто важное, чем желаем немедленно же поделиться с вами. Потому что оно таки действительно важное.

Наша внимательная читательница, задушевная собеседница и верный друг sampo_jolff высказала вот такое весьма дельное замечание:

"НИКТО из нас, обсуждающих, там не присутствовал. То есть, получается, что все мы рассуждаем... гм... в соответствии со своими собственными представлениями о произошедшем, не имея понятия, как в действительности это происшествие повлияло бы на нас."

Да, золотые слова! Вне всякого сомнения, это так.

И даже более того:

– каждый из нас рассуждает в соответствии со своими представлениями о неприкосновенности личных границ

– каждый из нас рассуждает в соответствии со своими представлениями о том, что можно встретить в Церкви – так сказать, со своими представлениями о том самом, о чём сказано "дом Мой домом молитвы наречётся"


На почве соединения двух этих комплексов представлений и процветает столь дивное многоцветье виртуальных образов, которые мы обнаруживаем у себя в обсуждениях.

Исходя по умолчанию, что все мы, осмысляющие вместе означенную тему – достаточно близкие друг другу по духу люди, мы можем констатировать, что по первому пункту, то есть насчёт святости личного пространства и неприкосновенности личных границ – у нас у всех мнение, в общем, единое. Мы все полагаем, что неприкосновенность личных границ, дающая человеку возможность пребывать даже и в обществе наедине с собою и с Богом – штука исключительно важная, более того – насущно необходимая. По этой части у нас у всех полное взаимопонимание.

А вот по второму пункту начинаются взаимонепонятки, и это очень интересно.


Осмысляя результаты, полученные нами по пункту второму, мы можем усмотреть следующую закономерность:

чем больше опыта имеет человек по части знакомства с богослужебной практикой РПЦ, по части посещения храма, по части того, как оно должно происходить и как оно реально происходит – тем спокойнее он относится к тому, что такое Pussy Riot отмочили;

и, соответственно –

чем дальше от реальной практики храмового быта РПЦ человек находится, чем более идеально-личные у него на эту тему представления –

тем сильнее он страдает, представляя себе, чтό бы он пережил, увидев выходку Pussy Riot вблизи, какую ужасную душевную травму он перенёс бы и так далее.


Причина вышеизложенного очень проста:
будничная храмовая жизнь РПЦ неприкосновенности личных границ (да и вообще уважения к личности молящегося) НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ.

Именно по этой самой причине являются правилом, а отнюдь не исключением, такие вещи, которые многие чувствительные натуры, любящие идеальный образ РПЦ, стараются за исключение выдать. Это и неискоренимое хамство церковных служащих, включающее привычку бесцеремонно двигать как мебель любого молящегося с любого места в храме; это и казённое равнодушие к тем, кто ожидает священника, а священник уходит, и ожидать его можно часами – "батюшка один, а вас много, неча тут выпендриваться!"; это и грубое, унизительное покрикивание во время службы – "куды прёте, женщинам вперёд мужчин не полагается!" и пр. (а архиерейские службы, это же ваще отдельная песня, это песня-триллер, ооо, кто знает, тот поймёт!..)

и многое, многое, многое другое, о чём не понаслышке известно опытным прихожанам – и что упорно "вываливается" из сознания прихожан неопытных.

По сей причине опытные прихожане обладают умением хорошо и надёжно защищать границы своего внутреннего молитвенного пространства, проходящие ровнёхонько по поверхности их тела – "вышколивая" себя до полной "толстокожести", чтобы отпихивающая тебя от одной иконы к другой шипящая бабка твоему молитвенному настрою и внутреннему диалогу с Богом нисколько не повредила. Ну вот нисколечки, благослови её Господь за труды её вседенные, малые вкупе же и с великими:)))

Такой опыт, будучи приложен к ситуации с Pussy Riot, даёт возможность оценить ситуацию трезво, несколько цинично, но уж безо всякой неуместной аффектации: ну забежали деффки на солею, ну попрыгали молча пару минут, ну убежали, и чё? Никого не толкали (не то что бабки обычно!), ни к кому не совались (не то что с подносом для денег во время службы – ведь каждые десять минут подходят, ироды, да ещё и смотрят с презрением, если ты мало положил!), ни у кого времени не отняли – кто ждал священника после службы, тот и так ждал, кто молился в стороне – тот, может, и вовсе ничего не заметил.

А вот у кого представления о буднях РПЦ расцвечены красотою сияния ангельских ликов – то тут ооо… Маманегорюй, какая психотравма видится им во всём вышеупомянутом!

По ходу дискуссии нам дали ссылку на любопытнейший текст – представляющий собою дивный пример манипуляции, циничной и безжалостной игры на болевых точках читателей. Поступок Pussy Riot сравнивается там со зверским убиением красными гонителями ни в чём не повинных священников, с кощунственным опрокидыванием Чаши с Кровью Господней, с разбойным нападением гопников на юношу-ботаника, идущего под ручку с нежной девой, символизирующей "веру нашего народа" и т.п. Образный ряд подобран так умело, что читатель невольно проникается праведным гневом – хотя в действительности ничего подобного в ситуации с Pussy Riot не происходило.

Естественно, что такая игра срабатывает по большей части в отношении этих самых трепетных натур, с реальным лицом РПЦ сталкивающихся крайне редко. Люди, не знакомые с практикой, начинают страдать – типа, это меня, лично меня бессовестные Pussy Riot обидели! – хотя если бы эти трепетные натуры попробовали побыть прихожанами РПЦ не время от времени, а хотя бы годик-другой, они бы хорошо почувствовали разницу между ситуацией "могу себе представить, как бы это меня обидело!" и ситуацией с равнодушно-будничным припевом "обидели её, ах ты цаца какая нашлась! смирения мало в тебе, помалкивай лучше да молись!"


Ну, а уж про то, что пострадавший от бесчинного нападения Pussy Riot храмовый комплекс ХХС является буквально символом официоза и "эффективного менеджмента" РПЦ – сдача помещений в аренду, вечеринки, канкан в конференц-зале под иконами и пр. (про абортарий под крылом Свято-Даниловского монастыря уж тут не будем, ладно) – про то, короче, чего всего символом является нынче ХХС, материалов в Сети и так достаточно, кто не читал – прочитает и без нас. "Дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников", чё:)

Сб, 17 мар, 2012 19:28 (UTC)
bobo_ny

Спасибо, что обратили мое внимание на это, я с такой стороны не смотрела, и Pussy Riot меня именно этим неуважением к личному пространству и возмущали.

Сб, 17 мар, 2012 19:30 (UTC)
kiratata

Так вот в том-то всё и дело - многие просто не в теме, и поэтому акценты расставляются неверно...
(Удалённый комментарий)

Сб, 17 мар, 2012 19:38 (UTC)
isya

спасибо за рассказ (про второй пункт), интересно очень. я как-то не задумывался о том, как это все внутри устроено. вы рассказали - и это все совершенно логично укладывается в то другое, что я знаю, просто без личного опыта мне не приходило в голову об этом аспекте задуматься.

Сб, 17 мар, 2012 19:41 (UTC)
kiratata

Об очень многих вещах трудно догадаться, если нету сответствующего опыта...

Сб, 17 мар, 2012 19:41 (UTC)
lomenille

Именно по этой самой причине являются правилом, а отнюдь не исключением, такие вещи, которые многие чувствительные натуры, любящие идеальный образ РПЦ
---- Я не люблю идеальный образ РПЦ, я туда крайне редко хожу, хамства не наблюдала (в силу редкости посещений), у меня скорее идеальный образ Ц (без РП), как места, специально отведенного для - см. выше.
А вот у кого представления о буднях РПЦ расцвечены красотою сияния ангельских ликов – то тут ооо… Маманегорюй, какая психотравма видится им во всём вышеупомянутом!
---------- Сияния ангельских ликов я тоже не вижу. И психотравмы особой нет.
Но мы уже вот все выяснили...

Сб, 17 мар, 2012 19:44 (UTC)
kiratata

Да, с тобой-то мы всё выяснили, а сколько народу по этому поводу ещё и не думали ничего:) Пусть подумают тоже, мы же с тобой и с Сампо не жадные - открытия зажимать!:)))))

Сб, 17 мар, 2012 20:09 (UTC)
trelawney_

Хорошая мысль! Я год была в активных прихожанках РПЦ, причем давно, но мои личные тараканы все же победили, ибо я неисправимый экуменист :) Поэтому мне все эти идеи близки. Кроме того меня очень сильно настроила против РПЦ подруга из Челябинска (может кто-то и в курсе, публикации были - там органный зал отбирают под церковь, и не факт что после переезда в другое здание орган будет работать вообще).

Сб, 17 мар, 2012 20:16 (UTC)
kiratata

Да, мы слышали про Челябинские дела с органом, перепощивали обращения... Сейчас-то там что? Всё же отобрали зал, не удалось отстоять?

Сб, 17 мар, 2012 20:25 (UTC)
ankinn

в свободном обществе принято уважать право человека быть иным.
где же ты, свободное общество?.. неужели это столь же идеальная (в смысле нереализуемости) конструкция, как и "идеальная РПЦ"?
так - мысли в слух.. извините.

Сб, 17 мар, 2012 20:41 (UTC)
kiratata

Мысли вслух вполне достойные, мы их вполне разделяем.
Но вы, простите, сейчас о чём именно?:)

Сб, 17 мар, 2012 20:29 (UTC)
greensleeve

То есть, получается, я – при всем возмущении действиями властей и нежелании, чтобы девушек посадили, – переживаю за чувства прихожан ХХС именно потому, что агностик и антиклерикал :)

Сб, 17 мар, 2012 20:43 (UTC)
kiratata

Скорее всего, вы просто слишком хорошо думаете о тех условиях, в каких им там приходится молиться без всяких пусей:)

Сб, 17 мар, 2012 20:32 (UTC)
amonit

Девчонки! Про юродство и проч. смолчу. Но обяъсните же мне, с какого перпепугу мы вообще занимаемся вопрососм этих пусей? На основании чего? Потому что они с каких-то херов назвали себя феминистками? А это точно наши проблемы, как именно они себя называют? Они что-то умное исполнили? В чем вообще суть проблемы-то. Т.е. для нас???
Кураев цапается с Чаплиным. Одна зхристианская секта супростив другой. кураевцы супротив чаплинцев. Да пусть хоть поедят друг друга з мы-то, йолы-моталы-зеленые, при чем? Ну если сильно надо, то давайте с протолпопа Аввакума и раскола супротив Никона начнем. Я могу. Бразование соотвественное есть. Но оно нам надо? Нет, если надо, так я зщавсегда к услугам. То есть некоторое время. Какое не скажу, но когнда-то и на какие-то годыы я ведь сяду. Афиг его знает, есть ли там и-нет и т.п.

Сб, 17 мар, 2012 20:46 (UTC)
kiratata

Ой, КОзынька, только ты-то уж не садись, мы за тебя страшно переживаем!!!

А пишем мы про всё это дело по той причине, что у нас у самих за долгие годы по отношению к РПЦ сильно наболело:))))) Феминизм или не-феминизм пусей нас не так волнует, как агрессия РПЦ, зашкаливающая - и уже реально опасная для граждан.

Вс, 18 мар, 2012 04:56 (UTC)
sin_avgustina

Спасибо за отличный пост!
Много ценных идей и наблюдений.
Я вспомнила свой небогатый опыт посещения церкви, он всегда сопровождался "шипящими бабками".
С моей 12-летней дочери какие-то бабки сорвали шапку, потому что приняли за мальчика, а мальчикам в церкви нельзя в шапке. С тех пор, прошло уже 10 лет, дочь ни разу не зашла в церковь по личному позыву (экскурсии не считаются).
Я сняла с себя крестик после того, как на меня в церкви стали накидывать платок на плечи (на голове уже был), потому что была жара, и я стояла в летнем платье, не в сарафане с бретельками, а в простом летнем платье без рукавов. Поскольку случаев перехода моих личностных границ к тому времени накопилось уже несколько десятков, это стало последней каплей. Куда положила крестик, даже не помню, тоже 10 лет прошло.
Если что, я не против церкви.
Но границы личного пространства там действительно размытые (в реальном, а не теоретическом выражении).
Такое впечатление, что искренне верующему приходится строить защитный храм внутри себя, и с этим храмом приходить в храм земной...

Вс, 18 мар, 2012 13:58 (UTC)
kiratata

"Такое впечатление, что искренне верующему приходится строить защитный храм внутри себя, и с этим храмом приходить в храм земной..." -

вот именно что так и приходится делать. Увы, это факт:(

Вс, 18 мар, 2012 06:33 (UTC)
atanata

Имхо, но из всей этой истории надо исключить РПЦ, как факт, и говорить об административном нарушении. Иначе бедных девушек так и сжечь могут под горячую руку. Все эти "оскорбления религиозных чувств" - штука оч субъективная. Можно до того оскорбиться, что и камнями побить, и конями порвать. Получается, что под предлогом "оскорбления верующих" за глупую выходку можно наказать в 5, 10, 100 раз строже.
Сжег учебник математики на площади? Ну, молодец, получи 3 суток. Сжег Коран? Повесить. Это не цивилизованное общество. Это табуированное примитивное общество с примитивными же воззрениями и сакрализацией вещей.

Чт, 22 мар, 2012 05:51 (UTC)
krocodl

Спасибо, интересный аспект

Чт, 22 мар, 2012 13:42 (UTC)
kiratata

На здоровье:)
Кушайте, кагрится, не обляпайтесь...
:)))