kiratata (kiratata) wrote,
kiratata
kiratata

Category:

Кого травмирует и кого не травмирует ситуация с Pussy Riot – и почему

С чувством глубокого удовлетворения (как вы помните, это и есть знаменитое шестое чувство советского человека:)) мы можем констатировать, что обсуждение двух наших постингов, посвящённых ситуации вокруг Pussy Riot (вот этого и вот этого) произошло во вполне мирном, дружелюбном, а главное – конструктивном ключе. По ходу означенного обсуждения мы, кагрится, наблюли и осознали нечто важное, чем желаем немедленно же поделиться с вами. Потому что оно таки действительно важное.

Наша внимательная читательница, задушевная собеседница и верный друг sampo_jolff высказала вот такое весьма дельное замечание:

"НИКТО из нас, обсуждающих, там не присутствовал. То есть, получается, что все мы рассуждаем... гм... в соответствии со своими собственными представлениями о произошедшем, не имея понятия, как в действительности это происшествие повлияло бы на нас."

Да, золотые слова! Вне всякого сомнения, это так.

И даже более того:

– каждый из нас рассуждает в соответствии со своими представлениями о неприкосновенности личных границ

– каждый из нас рассуждает в соответствии со своими представлениями о том, что можно встретить в Церкви – так сказать, со своими представлениями о том самом, о чём сказано "дом Мой домом молитвы наречётся"


На почве соединения двух этих комплексов представлений и процветает столь дивное многоцветье виртуальных образов, которые мы обнаруживаем у себя в обсуждениях.

Исходя по умолчанию, что все мы, осмысляющие вместе означенную тему – достаточно близкие друг другу по духу люди, мы можем констатировать, что по первому пункту, то есть насчёт святости личного пространства и неприкосновенности личных границ – у нас у всех мнение, в общем, единое. Мы все полагаем, что неприкосновенность личных границ, дающая человеку возможность пребывать даже и в обществе наедине с собою и с Богом – штука исключительно важная, более того – насущно необходимая. По этой части у нас у всех полное взаимопонимание.

А вот по второму пункту начинаются взаимонепонятки, и это очень интересно.


Осмысляя результаты, полученные нами по пункту второму, мы можем усмотреть следующую закономерность:

чем больше опыта имеет человек по части знакомства с богослужебной практикой РПЦ, по части посещения храма, по части того, как оно должно происходить и как оно реально происходит – тем спокойнее он относится к тому, что такое Pussy Riot отмочили;

и, соответственно –

чем дальше от реальной практики храмового быта РПЦ человек находится, чем более идеально-личные у него на эту тему представления –

тем сильнее он страдает, представляя себе, чтό бы он пережил, увидев выходку Pussy Riot вблизи, какую ужасную душевную травму он перенёс бы и так далее.


Причина вышеизложенного очень проста:
будничная храмовая жизнь РПЦ неприкосновенности личных границ (да и вообще уважения к личности молящегося) НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ.

Именно по этой самой причине являются правилом, а отнюдь не исключением, такие вещи, которые многие чувствительные натуры, любящие идеальный образ РПЦ, стараются за исключение выдать. Это и неискоренимое хамство церковных служащих, включающее привычку бесцеремонно двигать как мебель любого молящегося с любого места в храме; это и казённое равнодушие к тем, кто ожидает священника, а священник уходит, и ожидать его можно часами – "батюшка один, а вас много, неча тут выпендриваться!"; это и грубое, унизительное покрикивание во время службы – "куды прёте, женщинам вперёд мужчин не полагается!" и пр. (а архиерейские службы, это же ваще отдельная песня, это песня-триллер, ооо, кто знает, тот поймёт!..)

и многое, многое, многое другое, о чём не понаслышке известно опытным прихожанам – и что упорно "вываливается" из сознания прихожан неопытных.

По сей причине опытные прихожане обладают умением хорошо и надёжно защищать границы своего внутреннего молитвенного пространства, проходящие ровнёхонько по поверхности их тела – "вышколивая" себя до полной "толстокожести", чтобы отпихивающая тебя от одной иконы к другой шипящая бабка твоему молитвенному настрою и внутреннему диалогу с Богом нисколько не повредила. Ну вот нисколечки, благослови её Господь за труды её вседенные, малые вкупе же и с великими:)))

Такой опыт, будучи приложен к ситуации с Pussy Riot, даёт возможность оценить ситуацию трезво, несколько цинично, но уж безо всякой неуместной аффектации: ну забежали деффки на солею, ну попрыгали молча пару минут, ну убежали, и чё? Никого не толкали (не то что бабки обычно!), ни к кому не совались (не то что с подносом для денег во время службы – ведь каждые десять минут подходят, ироды, да ещё и смотрят с презрением, если ты мало положил!), ни у кого времени не отняли – кто ждал священника после службы, тот и так ждал, кто молился в стороне – тот, может, и вовсе ничего не заметил.

А вот у кого представления о буднях РПЦ расцвечены красотою сияния ангельских ликов – то тут ооо… Маманегорюй, какая психотравма видится им во всём вышеупомянутом!

По ходу дискуссии нам дали ссылку на любопытнейший текст – представляющий собою дивный пример манипуляции, циничной и безжалостной игры на болевых точках читателей. Поступок Pussy Riot сравнивается там со зверским убиением красными гонителями ни в чём не повинных священников, с кощунственным опрокидыванием Чаши с Кровью Господней, с разбойным нападением гопников на юношу-ботаника, идущего под ручку с нежной девой, символизирующей "веру нашего народа" и т.п. Образный ряд подобран так умело, что читатель невольно проникается праведным гневом – хотя в действительности ничего подобного в ситуации с Pussy Riot не происходило.

Естественно, что такая игра срабатывает по большей части в отношении этих самых трепетных натур, с реальным лицом РПЦ сталкивающихся крайне редко. Люди, не знакомые с практикой, начинают страдать – типа, это меня, лично меня бессовестные Pussy Riot обидели! – хотя если бы эти трепетные натуры попробовали побыть прихожанами РПЦ не время от времени, а хотя бы годик-другой, они бы хорошо почувствовали разницу между ситуацией "могу себе представить, как бы это меня обидело!" и ситуацией с равнодушно-будничным припевом "обидели её, ах ты цаца какая нашлась! смирения мало в тебе, помалкивай лучше да молись!"


Ну, а уж про то, что пострадавший от бесчинного нападения Pussy Riot храмовый комплекс ХХС является буквально символом официоза и "эффективного менеджмента" РПЦ – сдача помещений в аренду, вечеринки, канкан в конференц-зале под иконами и пр. (про абортарий под крылом Свято-Даниловского монастыря уж тут не будем, ладно) – про то, короче, чего всего символом является нынче ХХС, материалов в Сети и так достаточно, кто не читал – прочитает и без нас. "Дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников", чё:)
Tags: Дело Pussy Riot, Нравственно-философское, Социально-политическое, Церковное, Эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments