kiratata (kiratata) wrote,
kiratata
kiratata

Category:

Пара слов о древнерусском юродстве

Друзья, мы просим прощения у тех, кто и без нас в теме – однако вот тут по ходу дискуссий вокруг Pussy Riot (после нашего давешнего поста народ к нам-таки набежал, к чему мы собсно не стремились, но стоически приемлем и ничтоже вопреки глаголем (с), говоря иначе – должен же быть кто-то кровавой собакой (с), ну пусть хоть бы например мы:)) – короче говоря, по ходу вышеозначенной дискуссии прояснилось, что народ совершенно не имеет представления о древнерусском юродстве – и, как следствие, о том, что действо Pussy Riot в полной мере в традицию древнерусского юродства вписывается.

Придя в состояние малохристианского раздражения от степени глубины народного невежества, мы щедрою рукою надёргали цитат из замечательной книги Д.С.Лихачева, А.М.Панченко, Н.В.Понырко "Смех в Древней Руси", чтобы вдосталь насытить этой духовной пищей нашего оппонента – после чего подумали, что можно хотя бы те же самые цитаты выложить отдельным постом, с целью наивящего приобщения наших премногоуважаемых читателей к основам истории смеховой культуры.

Цитаты набраны, повторяем, спешно и малость сумбурно, так что пардоньте уж – впрочем, нам представляется, что сказанного там, что называется, сапиенти сат.


***********************

В своем аскетическом «вышеестественном» попрании тщеславия древнерусский юродивый ... постоянно провоцирует зрителей, прямо-таки вынуждает их бить его, швыряя в них каменьями, грязью и нечистотами, оплевывая их, оскорбляя чувство благопристойности. Юродивый «задирает» публику, как масленичный дед, он вовлекает ее в действо, делая зрителей актерами. На пути внешней безнравственности он заходит столь же далеко, как и киники. Это видно из поступков Василия Блаженного. Василий, рассказывается в житии, «душу свободну имея ... не срамляяся человечьскаго срама, многащи убо чреву его свое потребование и пред народом проход твори».
<...>
Шут в колпаке с ослиными ушами сидит на корточках и заголяется... Вот какие ассоциации мог вызывать Василий Блаженный. Но автор жития не считает его поступок шутовством и не видит в нем греховной гордыни, презрения к миру. <...> Иначе говоря, зрелище юродства дает возможность альтернативного восприятия. Для грешных очей это зрелище — соблазн, для праведных — спасение. Тот, кто видит в поступках юродивого грешное дурачество, низменную плотскость, — бьет лицедея или смеется над ним. Тот, кто усматривает «душеполезность» в этом «странном и чудном» зрелище, — благоговеет.
<...>
Юродивого мучают и заушают, хотя должны перед ним благоговеть. Это «парадокс зрителя». Другой парадокс, «парадокс актера», заключается в том, что сам юродивый вводит людей в соблазн и в мятеж, в то время как по условиям подвига он обязан вести их стезей добродетели.
<...>
При чтении житий создается впечатление, что парадоксальность — это как бы самоцель для юродивого... Тот же Василий Блаженный на глазах потрясенных богомольцев разбил камнем образ божией матери на Варварских воротах, который исстари считался чудотворным. Оказалось, что на доске под святым изображением был нарисован черт.
<...>
Хотя православная церковь до синодальных времен и признавала подвиг юродства, но юродивый состоял в чрезвычайно своеобразных отношениях с церковью (в иерархии святых он занимал последнее место — ниже преподобных, среди плотоубийц, верижников и столпников). Юродивый не молится на людях, в храм заходит только для того, чтобы «шаловать», как «шаловал» в церкви, на глазах у царя Алексея Михайловича, духовный сын Аввакума юродивый Федор. Авва Симеон, появившись в городе с дохлой собакой на веревке, первым делом набрал орехов и отправился в церковь, где только что началась служба. Там он «стал бросаться ими и гасить светильники. Когда подошли люди, чтобы его вывести, Симеон вскочил на амвон и начал оттуда кидать в женщин орехами».
<...>
На поверхностный взгляд, все эти противоречия могли быть устранены без особых затруднений: ведь достаточно зрителю осознать, что на юродивом почиет благодать, как все игровое действо разрушается. Швырянье каменьев и плевки не будут возмущать толпу, нагота не будет резать глаза, а эпатирование безнравственностью не оскорбит чувства приличия. Казалось бы, проникнуться таким настроением легко: к синодальному периоду православная церковь почитала несколько десятков юродивых, и если не полные жития их, то службы и проложные памяти были отлично ведомы рядовым прихожанам. В службах повторялись мотивы «биения, и укорения, и пхания от невеглас», и богомольцам следовало бы раз навсегда понять свою вину. И все-таки время текло, а «безумные человеки» не хотели ничему научиться. В чем тут дело, отчего драма юродства разыгрывалась веками, отчего занавес опустился только при Петре, когда Синод перестал признавать юродивых подвижниками?
<...>
Светские и церковные власти охотно объявляли подделкой и подлинное юродство: когда была нужда расправиться с обличителем, они прибегали к обвинению в лжеюродстве. В таких случаях подвижник лишался неприкосновенности, и с ним можно было делать все, что угодно, — заточать, ссылать, истязать и казнить.
<...>
И в XVIII в., после того как синодальная церковь отказалась признавать юродство и начала гонения на него, оно сохранило верность древнерусской традиции. Юродство оставалось «серьезным» вариантом смехового мира, зрелищем «странным и чудным». Конечно, зрителей у него поубавилось, толпа, перед которой лицедействовал юродивый, сильно поредела. Но все-таки никакие указы, «именные» или синодальные, не были в состоянии искоренить этот старинный феномен.

(с) из книги Д.С.Лихачева, А.М.Панченко, Н.В.Понырко "Смех в Древней Руси"


***********************


"Никакие указы, «именные» или синодальные, не были в состоянии искоренить этот старинный феномен" –

и таки не искоренили же!!!

Слава юродству всеочищающему, с лютого зла маску дерзко срывающему – УРА!:)))

И на место одного павшего бойца (ну, если вы понимаете, о чём речь:)) встанут сотни следующих, уж это точно. "Кровь мучеников – семя христианства" (Тертуллиан), так и знайте!
Tags: Дело Pussy Riot, Нравственно-философское, Проза не наша, Социально-политическое, Церковное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments