?

Log in

No account? Create an account

Сб, 17 мар, 2012, 04:16
Пара слов о древнерусском юродстве

Друзья, мы просим прощения у тех, кто и без нас в теме – однако вот тут по ходу дискуссий вокруг Pussy Riot (после нашего давешнего поста народ к нам-таки набежал, к чему мы собсно не стремились, но стоически приемлем и ничтоже вопреки глаголем (с), говоря иначе – должен же быть кто-то кровавой собакой (с), ну пусть хоть бы например мы:)) – короче говоря, по ходу вышеозначенной дискуссии прояснилось, что народ совершенно не имеет представления о древнерусском юродстве – и, как следствие, о том, что действо Pussy Riot в полной мере в традицию древнерусского юродства вписывается.

Придя в состояние малохристианского раздражения от степени глубины народного невежества, мы щедрою рукою надёргали цитат из замечательной книги Д.С.Лихачева, А.М.Панченко, Н.В.Понырко "Смех в Древней Руси", чтобы вдосталь насытить этой духовной пищей нашего оппонента – после чего подумали, что можно хотя бы те же самые цитаты выложить отдельным постом, с целью наивящего приобщения наших премногоуважаемых читателей к основам истории смеховой культуры.

Цитаты набраны, повторяем, спешно и малость сумбурно, так что пардоньте уж – впрочем, нам представляется, что сказанного там, что называется, сапиенти сат.


***********************

В своем аскетическом «вышеестественном» попрании тщеславия древнерусский юродивый ... постоянно провоцирует зрителей, прямо-таки вынуждает их бить его, швыряя в них каменьями, грязью и нечистотами, оплевывая их, оскорбляя чувство благопристойности. Юродивый «задирает» публику, как масленичный дед, он вовлекает ее в действо, делая зрителей актерами. На пути внешней безнравственности он заходит столь же далеко, как и киники. Это видно из поступков Василия Блаженного. Василий, рассказывается в житии, «душу свободну имея ... не срамляяся человечьскаго срама, многащи убо чреву его свое потребование и пред народом проход твори».
<...>
Шут в колпаке с ослиными ушами сидит на корточках и заголяется... Вот какие ассоциации мог вызывать Василий Блаженный. Но автор жития не считает его поступок шутовством и не видит в нем греховной гордыни, презрения к миру. <...> Иначе говоря, зрелище юродства дает возможность альтернативного восприятия. Для грешных очей это зрелище — соблазн, для праведных — спасение. Тот, кто видит в поступках юродивого грешное дурачество, низменную плотскость, — бьет лицедея или смеется над ним. Тот, кто усматривает «душеполезность» в этом «странном и чудном» зрелище, — благоговеет.
<...>
Юродивого мучают и заушают, хотя должны перед ним благоговеть. Это «парадокс зрителя». Другой парадокс, «парадокс актера», заключается в том, что сам юродивый вводит людей в соблазн и в мятеж, в то время как по условиям подвига он обязан вести их стезей добродетели.
<...>
При чтении житий создается впечатление, что парадоксальность — это как бы самоцель для юродивого... Тот же Василий Блаженный на глазах потрясенных богомольцев разбил камнем образ божией матери на Варварских воротах, который исстари считался чудотворным. Оказалось, что на доске под святым изображением был нарисован черт.
<...>
Хотя православная церковь до синодальных времен и признавала подвиг юродства, но юродивый состоял в чрезвычайно своеобразных отношениях с церковью (в иерархии святых он занимал последнее место — ниже преподобных, среди плотоубийц, верижников и столпников). Юродивый не молится на людях, в храм заходит только для того, чтобы «шаловать», как «шаловал» в церкви, на глазах у царя Алексея Михайловича, духовный сын Аввакума юродивый Федор. Авва Симеон, появившись в городе с дохлой собакой на веревке, первым делом набрал орехов и отправился в церковь, где только что началась служба. Там он «стал бросаться ими и гасить светильники. Когда подошли люди, чтобы его вывести, Симеон вскочил на амвон и начал оттуда кидать в женщин орехами».
<...>
На поверхностный взгляд, все эти противоречия могли быть устранены без особых затруднений: ведь достаточно зрителю осознать, что на юродивом почиет благодать, как все игровое действо разрушается. Швырянье каменьев и плевки не будут возмущать толпу, нагота не будет резать глаза, а эпатирование безнравственностью не оскорбит чувства приличия. Казалось бы, проникнуться таким настроением легко: к синодальному периоду православная церковь почитала несколько десятков юродивых, и если не полные жития их, то службы и проложные памяти были отлично ведомы рядовым прихожанам. В службах повторялись мотивы «биения, и укорения, и пхания от невеглас», и богомольцам следовало бы раз навсегда понять свою вину. И все-таки время текло, а «безумные человеки» не хотели ничему научиться. В чем тут дело, отчего драма юродства разыгрывалась веками, отчего занавес опустился только при Петре, когда Синод перестал признавать юродивых подвижниками?
<...>
Светские и церковные власти охотно объявляли подделкой и подлинное юродство: когда была нужда расправиться с обличителем, они прибегали к обвинению в лжеюродстве. В таких случаях подвижник лишался неприкосновенности, и с ним можно было делать все, что угодно, — заточать, ссылать, истязать и казнить.
<...>
И в XVIII в., после того как синодальная церковь отказалась признавать юродство и начала гонения на него, оно сохранило верность древнерусской традиции. Юродство оставалось «серьезным» вариантом смехового мира, зрелищем «странным и чудным». Конечно, зрителей у него поубавилось, толпа, перед которой лицедействовал юродивый, сильно поредела. Но все-таки никакие указы, «именные» или синодальные, не были в состоянии искоренить этот старинный феномен.

(с) из книги Д.С.Лихачева, А.М.Панченко, Н.В.Понырко "Смех в Древней Руси"


***********************


"Никакие указы, «именные» или синодальные, не были в состоянии искоренить этот старинный феномен" –

и таки не искоренили же!!!

Слава юродству всеочищающему, с лютого зла маску дерзко срывающему – УРА!:)))

И на место одного павшего бойца (ну, если вы понимаете, о чём речь:)) встанут сотни следующих, уж это точно. "Кровь мучеников – семя христианства" (Тертуллиан), так и знайте!

Сб, 17 мар, 2012 04:54 (UTC)
lomenille

Давно хотела сказать про Пусси Райот, вот нашла место, где. Сейчас меня закидают тапками, конечно. Но уж скажу.
Вот сижу я, такая, сейчас за компьютером, пью кофе, перелистываю френдленту. У меня создана некая атмосфера и настрой и есть определенные планы на утро. Или даже планы в том, чтобы никаких планов не иметь.Представим себе, что в мой дом врываются несколько девчонок и начинают петь рэп. Вот мне лично было бы неприятно, что они сорвали мои планы не иметь никаких планов, сидеть в тишине и пить кофе. Независимо от содержания рэпа. Неприятно мне было бы также, сиди я в Ленинской библиотеке, читая Бодуэна, скажем, де Куртене или какого Лумана или там Хайдеггера. Потому что я в библиотеку хожу не за тем, чтобы слушать рэп. Тем менее приятно мне было бы услышать это (и увидеть) в церкви любой конфесии, потому что, как я сказала выше, я бы пошла туда не за этим. У меня, скажем, на посешение церкви всего час времени, и я бы хотела его посвятить не этому. То же самое было бы на ролевом конвенте, на ролевой игре (я намеренно перечисляю мероприятия, которые посещаю). Нарушать ход любого события, в которое другие люди вкладывают свой труд, эмоции, деятельность, на которое сошлись и съехались, посвятив свое время... А если я хочу слушать панковские выступления, то на то у меня на компе есть ютуб или, скажем, я могу пойти на концерт. Это нарушение не только "чувств верующих", но и границ приватности верующих и кого бы то ни было. Неуважение к людям, которые пришли в общественное место, уделив время и силы, с настроем НА ДРУГОЕ.
Тут недавно девочек этих с Христом сравнивали, который торговцев из храма выгонял. Вот диаметрально противоположное. Он сказал "дом мой ДОМОМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ, а вы сделали его вертепом..." и далее. А тут - совершенно наоборот. Девочки пришли нарушать процесс, ради которого вообще данный "дом" вообще построен и ради которого там собираются люди.
Извините, ежели что не так. Но не могла не высказаться.
Насчет статей и сроков - согласна, никаких страшных сроков не надо, штраф за хулиганство, и все. Но НЕ НАДО ПРАВЕДНИЦ ИЗ НИХ ДЕЛАТЬ. Они поступили некрасиво.

Сб, 17 мар, 2012 05:02 (UTC)
darling_elena

ППКС, вот. Не надо оправдывать высокими материями то, что было сделано ернически, похабно и с посылом эпатажно выеб...ться. Не надо отсутствие культуры и элементарного понимания, где и что уместно заменять на высокие революционные и гуманистические мотивы.
Их там не по определению.
Я за закон. Штраф, административное наказание, общественно-ползеные рабооты.

Сб, 17 мар, 2012 05:34 (UTC)
sampo_jolff

Я тоже с Вами согласна -- и в комментах к предыдущему посту на эту тему пыталась выразить примерно ту же мысль. Вы сформулировали гораздо более четко и аргументированно, за что -- большое спасибо.

И еще. Думается, девушек никто не будет так сурово наказывать, если они просто извинятся за свой поступок, в котором нет ни юродства, ни мученичества, ни каких-либо сверхидей, кроме эпатажа и неуважения к окружающим.

Сб, 17 мар, 2012 05:03 (UTC)
lomenille

Далее, еще несколько слов.
Юродивый?
>>>Юродивый не молится на людях, в храм заходит только для того, чтобы «шаловать», как «шаловал» в церкви, на глазах у царя Алексея Михайловича, духовный сын Аввакума юродивый Федор. Авва Симеон, появившись в городе с дохлой собакой на веревке, первым делом набрал орехов и отправился в церковь, где только что началась служба. Там он «стал бросаться ими и гасить светильники. Когда подошли люди, чтобы его вывести, Симеон вскочил на амвон и начал оттуда кидать в женщин орехами».
---
Но тогда 1) юродивый был частью социальной и культурной системы общества и он был юродивым ВСЕГДА, а не только врываясь в храм с маской на голове, он вел образ жизни юродивого, его знали, видели на улицах, он был некоей известной в таком качестве фигурой 2) юродивый был частью, как я понимаю, именно ПРАВОСЛАВНОГО сообщества и был как таковой известен (вон, даже был духовный сын Аввакума). Он исполнял определенную функцию, и исполнял ее ВСЕГДА, днем и ночью, как Лизавета Смердящая, как Федосья в нашумевшем романе, его видели в рогоже и босиком зимой и летом.
Если я сейчас пойду в храм и начну там стекла бить, я от этого юродивой не буду, так как я все остальное время жизни не юродивая (надеюсь:))) - а живу в тепле, в светле и в Интернете.

Сб, 17 мар, 2012 05:05 (UTC)
lomenille

Юродивый был частью той же системы, что и церковь. Девочки частью этой системы не являются.

Сб, 17 мар, 2012 15:07 (UTC)
kiratata

"Юродивый был частью той же системы, что и церковь" -

да, и эта система называется "общество":)))

"Девочки частью этой системы не являются" -

частью общества - ещё как являются!
И выражают чаяния той части общества, кторым эта затхлость уже по самое некуда обрыдла.
И таких немало, в том числе - среди верующих христиан, мы тебя уверяем!
Вот например мы им за это действо - благодарны, да. Они, что называется - "отразили"!

"Если я сейчас пойду в храм и начну там стекла бить, я от этого юродивой не буду"... -

девочки что, разбили что-нибудь? Да ничуть!

А что касается "особого образа жизни" - то тут мы прямых сведений не имеем, но чё-то сдаётся нам, что представители панк-культуры, в том числе и эти, тоже такой своеобразный образ жизни ведут, что ой...

Сб, 17 мар, 2012 06:13 (UTC)
maratiyulov

Может юродивые это вы,не знаю.Вы для меня непонятные.А те девушки не юродивые,но устроили высокое искусство-панкмолебен.

Сб, 17 мар, 2012 06:18 (UTC)
damoru

угу.
то есть
1. юродство не предполагало никогда коллективной спланированной деятельности
2. юродство предполагает перманентное "измененное сознание", не на полчаса в конкретном месте
3. юродство - не продуманный арт-образ, а данность
есть наверняка еще пункты, по которым Пусси Райот в категорию юродивых ну никак не попадают.

Сб, 17 мар, 2012 07:50 (UTC)
golishev

у юродства, вообще, нет НИКАКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

Сб, 17 мар, 2012 15:57 (UTC)
felicia_felicia

А вот, еще о чем подумала, читая комменты.
Человеку несложно принять обличение от морального авторитета или хотя бы _поставленного_ в начальники. Ну, еще с равным можно как-то смириться. Но терпеть критику от тех, кого считаешь ниже себя - морально ли, статусно ли, младше ли по возрасту - на это мало кто способен. Так что, если юродствуете, то будьте, сцуки, святыми!:)

Сб, 17 мар, 2012 16:16 (UTC)
kiratata

"Так что, если юродствуете, то будьте, сцуки, святыми!:)" -

дадада, вот это точно такое восприятие темы и есть!

Как-то так у Горького в "На дне" - полицейский выражает недоверие Луке, что тот странник: "Какой же ты странник, странник должен быть не такой! Странник должен быть... э... странным!"

Ср, 21 мар, 2012 11:09 (UTC)
vavilin_alexey

Юродивый Христа ради - это целокупный образ жизни православного подвижника, а не просто одно лишь кидание камней в лужи. А действия Pussy Riot - всего лишь чётко спланированные и выверенные на конкретный резонанс PR-акции в лоб, не имеющие ничего общего с парадоксальностью поступков юродивых Христа ради и тем более с их подвижнической, полной лишений и самоотрицания жизнью.

Ср, 21 мар, 2012 15:35 (UTC)
kiratata

Будьте так добры, прочитайте внимательно статью епископа РПАЦ (это Катакомбная церковь, если вы не знаете) Григория Лурье (это ведущий современный знаток святоотеческого богословия, если вы случайно не знаете):

http://kbanda.ru/index.php/reportazhi/169-obshchestvo/1749-pussy-riot-kak-pank-pravoslavie

Там этот вопрос очень вразумительно разъясняется.