kiratata (kiratata) wrote,
kiratata
kiratata

Чем предлагается заменить Валентинов День? Вылазка в отечественную историю

Возможно, не все из наших читателей знают, что в своё время, а конкретно – в XVI веке, РПЦ уже внедряла в народное сознание необходимость празднования в честь Петра и Февронии – причём причины этого усиленного внедрения были не менее грубо-практическими, чем сейчас.

Любопытнейшая, на наш взгляд, статья о том, как и почему это происходило, была опубликована в апреле 1988 в журнале "Вокруг Света".


Автор статьи пишет:

"Получается, что литературный показ свадебного обряда в начале XVI века был делом вполне актуальным: он был нужен христианизирующейся деревне. Острота ситуации, видимо, состояла в том, что для крестьян оказался неприемлемым существовавший обряд, восходящий к женитьбе князя Владимира. И вот для того, чтобы основная часть городского обряда укоренилась в деревне, была создана новая легенда, предельно заземляющая образ князя: он совершает не завоевательный, а глубоко смиренный поход и обретает невесту — не греческую княжну, а русскую крестьянку.

Почему же князь Петр женился на Февронии? В России XVI века он — носитель старого, многовекового христианства. И женился потому, что именно в это время христианство и христианский брак пришли в русскую деревню. Предание рассказывает о малоизвестном, скорее всего нереальном, полулегендарном князе. Он князь чисто номинально и нисколько не вызывает представления о верховной власти. Ведь христианство пришло в деревню не «сверху», не усилиями московского правительства и митрополичьей кафедры. Но тогда почему Феврония вышла замуж за князя Петра и даже была инициатором брака? Да потому, что русская деревня в это время принимала христианство, сосредоточенное до тех пор в городе."

(с) В. Власов. Почему князь Петр женился на Февронии


А что касается чисто морально-этического аспекта столь настойчиво внедряемой в народное сознание истории брака Петра и Февронии – то суть её совершенно замечательно сформулировал некий автор, интригующе поименнованный "Кириллом Гундяевым": "Незатейливая история о браке по принуждению и ненависти до смертной доски".


И вот теперь, в свете всего этого, хочется поразмыслить вот о чём. Статья В.Власова хорошо объясняет, зачем нужны были эти персонажи для свадебного обряда – то есть, надо полагать, что раз обряд был принят, то народное сознание эту гнусную историю схавало, не смутила она его ничем. Делаем пометочку относительно тогдашнего народного сознания – впрочем, ничего нового, у нас и раньше не было никаких особых оснований его идеализировать. А сейчас? Можно ли считать, что сейчас в народном сознании брак посредством шантажа однозначно воспринимается со знаком "минус"? Или наличие в продаже и на доступе большого количества брошюрок типа "как заставить мужчину на себе жениться" свидетельствует скорее о народном одобрении и востребованности такого рода примеров? И какие, стало быть, перспективы у навязываемого нынче "дня семьи поневоле" в смысле отношения к нему масс?


Что вы думаете про это, а?


P.S. Ну и с прошедшим праздником всех влюблённых!:)))
Tags: Нравственно-философское, Проза не наша, Социально-политическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments