?

Log in

No account? Create an account

Вс, 11 май, 2008, 14:46
О любви и предательстве. Итоги разговора

О коммунистической идеологии,

бесстрашных Петрушках и плюшевых мишках.

Пост 3

 

Продолжаем разговор, начатый в позапрошлом посте и продолженный в предыдущем:
http://kiratata.livejournal.com/15829.html   и
http://kiratata.livejournal.com/15944.html

 

Итак, в означенной дискуссии мы позволили себе выразить недоумение, задав вопрос, каким образом служение "открывания форточек" может сочетаться с коммунистической идеологией, для которой неприемлемы любые форточки (ведь в форточку же можно убежать или хотя бы подышать!..)

 

Ответ на наш вопрос был сформулирован следующим образом:

 

"Работа на идею и готовность ей служить - это форточка, которая стоит многих иных. Остальные хороши тогда, когда нет центральной идеи, центрального служения. <…> Идея, на осуществление которой брошены ресурсы многих и многих людей - это не форточка, а открытые ворота. Лезть в форточки, когда открыты ворота - смешно.

Вы цепляетесь за тему детских игрушек и волшебных сказок - т.е. за детские игрушки духа, - и это тоже показатель уровня вашего понимания проблемы. Вот оно, нытье разбалованного ребенка: "А-а-а-а, мой мишка, как вы смеете!.." А вот так. Пора перерастать детство."

 

Ну, что – КРУТО?!!

 

Сразу вспоминается "Буратино полупотрошённый", ага?!..

 

Напоминаем еще раз – разговор происходит не на …дцатом пленуме ЦК КПСС, а в виртуальном пространстве общения любителей ролевых игр, поклонников мифотворчества и странников по иным вселенным.

 

Интересно представить себе вселенную, устроенную по указаниям …дцатого съезда партии, не так ли?!..

Или – уже неинтересно, потому что мы всё это уже видали?..

 

А уж если говорить о мифологеме, соответствующей такому подходу – то в "классическом наборе" имеется и нечто более актуальное, чем "волевая, энергичная и величественная " фигура Бабы-Яги из лекции Инструктора. Извольте – Королева Джедис, Белая Колдунья из "Хроник Нарнии" К.С.Льюиса. Вот уж кто "величественная фигура", стремящаяся закрыть все форточки и загнать всех в "открытые ворота" принадлежащего ей концлагеря!

 

Кульминационный в этом аспекте эпизод – спор друзей Нарнии с Колдуньей в её  подземном царстве ( Льюис К.С., "Серебряное кресло", М., "Вариант", 1991, сс.89-94). Одурманив героев музыкой и куреньями, Колдунья ласково убеждает их, что и солнце, и Великий Лев Аслан – просто сны, которые приснились им под впечатлением реальных вещей, лампы и кота, а Нарния и наземный мир вообще – плод их выдумки:

"Ну что же, неплохая игра, только для маленьких И посмотрите, выдумать вы ничего не можете, всё видели здесь, в реальном мире, в моём единственном мире. Да, великоваты вы для такой игры… Одумайтесь, оставьте эти детские забавы. Для всех найдется дело в реальном мире."

 

Под давлением гипнотических средств и аргументов Колдуньи дети испытывают желание согласиться с ней; каждый акт согласия приносит существенное облегчение. Однако квакль Хмур ступает босыми ногами на горящие угли, чтоб загасить колдовской огонь – и чары ослабевают, а боль в ногах придает ему ясность мысли. Он произносит спич, который стоит того, чтобы привести его здесь целиком:

 

"Минуточку внимания, мадам! Всё, что вы сказали, верно. Я всегда хочу знать худшее и держаться как можно лучше. Потому спорить не стану. Допустим, мы видели во сне или выдумали всё это: деревья, траву, солнце, звезды и даже Аслана. Но тогда выдумка лучше и важнее реальности. Допустим, это мрачное место и есть единственный мир. Тогда он никуда не годится. Может, мы и дети, играющие в глупую игру. Но четверо детей создали игрушечный мир, который лучше вашей реальной ямы. Я не предам игрушечного мира. Я останусь с Асланом, даже если Аслана нет. Я буду жить как нарниец, даже если нет Нарнии. Благодарю за ужин, но мы четверо покинем ваш двор, вступим в темноту и будем всю жизнь искать дорогу наверх. Не думаю, что жизнь эта будет долгой, но стоит ли о том жалеть, если мир – таков, каким вы его описали."

 

Характерно, что в ответ на эту речь Колдунья превращается в змею и бросается на своих оппонентов: теоретические аргументы исчерпаны – приходит пора применить насилие.

Исторические параллели у всех на виду. Комментарии, как говорится, излишни.

 

Исполать тому, кто по жизни не поддастся искушению получить диплом "Маленького Взрослого" – и не превратится в "идеал человека – автомат", не принесет в жертву очередной Великой Чучельномеханической Идее своих друзей - ни ручного ежа, ни бесстрашного Петрушку, ни плюшевого мишку, ни Великого Льва Аслана. Того самого, кстати, который добровольно отдал себя в руки врагов, чтобы спасти от гибели мальчика, предавшего своих близких.

 

Того Самого, Который в любую минуту готов снова и снова отдать Себя в руки врагов, чтобы спасти от гибели любого из нас.

 

Любого из нас. Каждого. Предавшего и не предавшего. Живущего в Нарнии, в городе Капитана Крокуса и в Санкт-Петербурге.

 

В каждую минуту. Каждого из нас.

 

 

 

Вс, 11 май, 2008 18:03 (UTC)
ottilia

И Нарния очень уместна в данном контексте...

Но понимаете, сложность подобных ситуаций в том, что кому-то комфортно не в Нарнии, а в Мордоре. И они готовы Мордор защищать и пропагандировать...Что, на мой взгляд, и произошло в рамках данной дискуссии.

И пусть бы, но когда Мордор вместе с людьми-автоматами начинает лезть на другие миры, чтобы установить свой порядок, вот тут приходится сказать "стоп".

Вс, 11 май, 2008 21:37 (UTC)
kiratata

Нам представляется, что самое страшное здесь - даже не то, что кому-то нравится Мордор или та же самая советская действительность (которой, впрочем, многие ее поклонники в глаза не видели, в отличие от нас, старых зануд и моралисток) - а то, что объектом восхищения становится НЕ ЖИВОЙ МИР, где даже самое плохое всегда соседствует с хорошим - абсолютно плохое не просуществует и мгновения! - а некая "Великая Идея", в жертву которой приносится всё - в том числе не только чужие нелюбимые миры, но и свои любимые. Собственному Мордору такого "борца за идею" ОЧУЧЕЛИВАНИЕ угрожает ничуть не меньше, чем его же собственному Валинору!.. А кто силен защитить мир и его обитателей от их создателя, если тот забудет о своих изначальных обязанностях - о том, чтобы хранить и взращивать живые души - и станет превращать всё живое в пищу для умствований, а из останков сооружать алтари "самосовершенствования"?!..

Вспомним того же "Капитана Крокуса": сыщик Тити вспоминает внезапно, как был мальчиком Пафнутиком, который испугался за своего любимого игрушечного чертика - и яростно, истерически обвиняет клоуна Коко, что тот заставил его вспомнить то, что он "вовсе забыл"!.. - и тем чуть было не сделал его вновь человеком из "артиста своего дела". Возможно, маленький лохматый чертик до сих пор ждет возвращения своего ангела-хранителя Пафнутика...

Так что нам остается только молиться друг за друга - независимо от того, проживает ли каждый, кто молится и за кого молятся, в каком-нибудь из здешних городов или же в далях, и в книгах-то еще не описанных.