?

Log in

No account? Create an account

Вс, 11 май, 2008, 14:39
О любви и предательстве. Продолжение разговора

 

О коммунистической идеологии,

бесстрашных Петрушках и плюшевых мишках.

Пост 2

 

Продолжаем разговор о соотношении коммунистической идеологии с любовью к сказкам, начатый в предыдущем посте:
http://kiratata.livejournal.com/15829.html

 

Итак, рассмотрим живописное изображение достопамятной кампании против сказок в детской книге "Капитан Крокус". (Фёдор Кнорре. Капитан Крокус. - Москва, Изд-во "Детская литература", 1967, сс.26 – 31.)

 

Преамбула такова. В соответствии с новыми правилами, все дети должны были пройти Скоростные курсы и вместе с Дипломом об Окончании Детства получить звание Маленьких Взрослых. О Скоростных курсах повествует глава 4, под названием "Буратино полупотрошённый":

 

 

"…Вообще вся жизнь необыкновенно стройно автоматизировалась.

С каждым днём в Зоопарке всё меньше оставалось устарелых, ныне запрещённых, живых животных: механические слоны, помахивая хоботами, вежливо кланялись, подхватывая хоботом и глотая капроновые булки, которыми их кормили дети. Жирафы, вытягивая шеи, срывали и прожёвывали нейлоновые листья, прохаживаясь взад и вперёд под лёгкое жужжание моторчиков у них в животах, а автоматические мартышки качались на ветвях искусственных пальм, дёргая друг друга за резиновые хвосты.

Что касается нестандартных и нецелесообразных, негигиеничных домашних животных, то их забирали по всему городу приёмщики Чучельномеханического комбината и взамен через некоторое время возвращали за особую плату отличных заводных котов, собачек и морских свинок...

И вот собранные из всех домов, домиков и домищ своего района дети сидели и слушали Инструкцию.

— Дети! — рявкнул голос Инструктора через двадцать усилителей.

Сидевший в задних рядах Малыш вздрогнул, оттого что сигнальная лампочка контрольного аппарата замигала, и аппарат погрозил ему пальцем — он на минуту стал невнимательно слушать. Малыш подтолкнул локтем сидевшего рядом Ломтика, и оба, вытаращив глаза, принялись слушать изо всех сил.

— Дети! Вы стыдитесь того, что вы всё ещё дети? — рявкнул Инструктор.

— Стыдимся! — отчаянно запищали по всему залу детские голоса.

— Стыдитесь! Правильно! — продолжал Инструктор.—Что такое дети? Это не взрослые. Взрослые — это настоящие, полностью готовые люди. Значит, дети ещё полулюди, неготовые взрослые. Полуфабрикаты человека. Ясно?

Что же такое детство в наш автоматизированный иск? Это своего рода болезнь, от которой надо как можно скорей вылечиться. И мы здесь вас вылечим. Сюда вы пришли детьми. Отсюда уйдёте взрослыми, готовыми, вылеченными. Но сейчас ещё многие из вас заражены постыдными вирусами детства.

Вы все замечены в том, что посещали устарелое, ненаучное зрелище   под названием «цирк». Бессмысленно смотрели там живых, неусовершенствованных, нелепых животных и не менее живых клоунов, теперь ради вашего блага полностью запрещённых.

Эти клоуны официально признаны вредными. Как теперь обнаружено, они были носителями и распространителями отвратительной и опасной болезни, носившей эпидемический характер. Приступы этой болезни начинались с нарушения ритмичности дыхания, переходящего в короткие, прерывистые вскрики, сопровождаемые непроизвольным растягиванием рта до ушей, что является постыдным и недопустимым для гражданина автоматизированного города. Эта болезнь, с которой мы ведём борьбу, уже в старину была известна врачам и называлась «смех».

Что есть идеал человека? Автомат! Вы видели, чтоб автомат, выполняющий полезную работу ста человек, хоть раз засмеялся, хихикнул или даже улыбнулся? Никогда! Можем мы приблизиться к автоматическому идеалу? Можем. А кто не захочет приблизиться, того мы сумеем приблизить. А кого не приблизим, того очучелим.

Итак, запомните. Смех, а тем более хохот запрещены, ликвидированы, уничтожены, изъяты и осуждены раз навсегда. Все носители или распространители этой заразы будут беспощадно очучеливаться. Пункт первый закончен. Включайтесь на запоминание второго. Вы уже знаете, что в нашем городе отныне запрещены так называемые сказки. Знаете?

— Знаем! — с дружным отчаянием, испуганно запищали детские голоса со всех концов зала.

— Наши учёные по указанию Генерал-Кибернатора установили, что быстрому излечению от болезненного состояния, носящего название «детство», прежде всего мешают сказки. Что такое сказки? Лживые, невероятные истории, основанные на непроверенных или злостно искажённых фактах,— вот что они такое! Чтобы ускоренным темпом стать полноценными взрослыми, вы должны научиться видеть всё в правильном свете. И мы вас научим, а кто не захочет видеть в правильном свете, что с ним будет, вернее — что из него будет? Ну?

— Чучело! — вытаращив глаза от страха, запищали дети.

— Правильно! Но я знаю, что вы все хотите как можно скорее стать взрослыми, полезными гражданами. Со старыми сказками всё покончено. Всё, что было напечатано в книжках, будет сожжено. А те сказки, которые ещё застряли у вас в головах, мы хотя бы научим вас правильно понимать. Из сказок даже можно почерпнуть кое-что полезное, если научиться их верно понимать. Выбросить из головы всех слюнявых сироток, приветливых старушек, добреньких дурачков, хитрых мальчиков с пальчик — вся эта чушь выдумана врагами нашего великого города, желавшими подорвать здоровые основы нашего управления! Выбросили? Так!

В старых сказках всё вывернуто наизнанку; чёрное выбелено, белое очернено. Какая фигура возвышается над всеми глупыми маленькими героями сказок? Конечно, это величественная фигура Бабы-Яги! Вот кто достоин подражания и нашего уважения. В отдалённые времена, когда техника находилась ещё в зачаточном состоянии, эта волевая, энергичная владелица крупных лесных массивов уже боролась со своими врагами, передвигаясь по воздуху в так называемой ступе, управляемой помелом, этим прообразом реактивного двигателя. Лживые сказки пытались вас уверить, что эта сильная, а следовательно, и вполне законная повелительница была побеждена какой-то крестьянской девчонкой! Каждый разумный человек понимает, что на самом деле оснащённая передовой техникой Баба-Яга несомненно должна была выйти победительницей.

Ещё яснее вредный смысл выступает в сказке, пытающейся опорочить другого положительного героя — Змея Горыныча. Эта замечательная личность, помимо своих высоких лётных качеств, достойна уважения тем, что одна из первых применила огнемётные приспособления. Во имя чего уважаемый Горыныч пускал в ход свои огнемёты и слезоточивый дым? Чтоб усмирить жителей города, пытавшихся уклониться от уплаты установленного законного налога! Форма налога не имеет значения. Ему правилось кушать жителей? Его законное право, поскольку полное военное превосходство было на его стороне.

На этих примерах вы убедились, что в сказках всё переврано. Вся эта болтовня о маленьких человечках, якобы победивших сильных законных управителей,— сплетни бунтовщиков, и только. Понятно?

И тут из зала, переполненного детьми, раздался дрожащий голосок:

— А прекрасная добрая принцесса?

— Какая ещё принцесса? — хмурясь, спросил Инструктор и, направив яркий луч прожектора, осветил маленькую испуганную девочку, которая, трясясь от страха, привстала с места, чтоб вступиться за свою любимую сказку.

— Она была краше всех на свете... Белоснежка...

Луч погас, и Инструктор подбавил громкости в репродукторы.

— Белоснежка? Смысл истории ясен: энергичный принц, опередив конкурентов, удачно вступает в брак с принцессой, обеспечив себе пятьдесят процентов царства, хотя человек всегда должен стремиться к тому, чтобы овладеть контрольным пакетом акций любого предприятия, хотя бы на пятьдесят один процент. Но всё-таки сделка была неплохая. А вот вся болтовня о красоте, доброте — это чушь. Принцесса владела замками, землями, войсками и подвалами с золотом, и поэтому всем она казалась самой красивой на свете. А посадите такую принцессу в автобус, оденьте в обыкновенное платье, и вы не узнаете её среди ста пассажиров автобуса. Может быть, даже кондукторша покажется вам красивее... А принцы, как мы видим, женятся не на кондукторшах, а на принцессах с их пакетами королевских акций. Поняли? Пункт второй закончен, включайтесь на запоминание третьего. Что это такое?

Инструктор поднёс к проектору, брезгливо держа двумя пальцами, какую-то маленькую фигурку. На выпуклом экране тотчас возникло изображение бодрого длинноносого человечка.

  Буратино! — закричали дети.

— Полено! — гаркнул Инструктор через все усилители, так что дети съёжились, втянув голову в плечи.— Полено, чурбан, обрубок! — Инструктор положил    Буратино на станок,  включил   круглую пилку.

Зажужжал мотор, и в одно мгновение Буратино был распилен очень аккуратно вдоль, так что все увидели две ровные совершенно одинаковые деревянные половинки.

- Ну, все убедились?

Двумя пальцами Инструктор поднял и показал всем другого забавного человечка. Уныло сгорбившись, он слегка болтал в воздухе длинными руками и виновато улыбался исподлобья. В руке Инструктора у него был жалкий вид. Он был похож на провинившегося щенка, которого держат за шиворот над первой в его жизни лужицей.

— А это что?

Дети молчали, с сочувствием и страхом глядя на отчаянного смельчака, в своё время одолевшего медведя, чёрта и полицейского, а теперь попавшегося в лапы Инструктора. Несколько голосов неуверенно пискнули:

— Петрушка!

Снова зажужжала пила, опилки   брызнули   маленьким фонтанчиком.

- Ну, что это?

- Опилки! Тряпка!.. Полено!.. Обрубок! - бодро закричали несколько  особенно  сообразительных ребят, подскакивая на месте, чтоб их заметил Инструктор.

- Поняли?  Запомнили?  А  если это   обрубок, опилки и тряпка, может ли нормальный, разумный человек называть обрубок или тряпку Петром, Альбертом, Джеймсом или Анатолем? Ну?

И весь зал вразброд, испуганно и уныло, поспешно загудел:

- Не-ет, не может...

Лекция продолжалась."

 

И еще один замечательный эпизод из этой книги (глава 15, "Мухолапкин поднимает бунт", сс.104-107).

Двое мальчишек, Малыш и Ломтик, встречают своего приятеля Мухолапкина, бежавшего из дома, чтоб спасти ежа, которого должны сдать на чучело. Малыш и Ломтик уже знают место, где укрывают животных, и полны решимости его не выдавать, хотя и терзаются, считая себя преступниками. Сообразив, что там же можно спрятать и ежа, ребята обращаются к Мухолапкину со следующей речью:

"Ты знаешь, что с той минуты, как ты убежал из дому, задумав спасти своего ежа, ты преступник?.. Молчи, слушай. Случайно тебе повезло. Мы сами двое пропащих парней. Ты спокойно, без визгу, можешь ответить: согласен ты идти окончательно в преступники? Чтоб потом не хныкать и не идти на попятный. Ну?

Мухолапкин так твёрдо сжал губы, что они почти исчезли у него с лица, осталась только тонкая прямая ниточка. Писклявым, но твёрдым голосом сказал:

- Ради ежа? В преступники? Пойду!"

 

Позже, отдавая ежа укрывателям, Мухолапкин говорит: "Пускай он живёт где-нибудь в другом месте, пускай я его не увижу никогда в жизни, только бы он был жив и ему было хорошо." (с.109)

 

Верность в дружбе и любви, верность подлинному закону жизни вопреки бездушному узурпаторскому диктату "порядка", воплощающему торжество тоталитарной "идеи", "чучельномеханической" по самой своей сути – такова квинтэссенция этой сказки, да таковы и уроки большинства сказок вообще. Человек не должен страшиться, что его назовут преступником – лишь бы не стать в самом деле преступником, под давлением идеологии предав того, кого ты любишь, того, кто любит тебя, того, кто так или иначе от тебя зависим.  

 


Разумеется, у нас не было возможности излагать свои соображения столь подробно по ходу той самой интернет-дискуссии, о которой, собственно, и речь - тем более, что разброс тем по ходу обсуждения был достаточно широк. Однако мы не преминули высказаться – хоть и сжато, но язвительно – по поводу сочетания коммунистической идеологии как с человеческой нравственностью, так и с темой "открывания форточек в иные миры".

Обсуждению темы "открывания форточек" было уделено немало внимания на предыдущем этапе - как онтологически и мистически важной. Участниками обсуждения было высказано мнение, что "открывать форточки" в иные миры есть великое служение, что такова сакральная функция человека, обладающего соответствующим даром - и что люди, окружающие такого служителя, получают через него возможность соприкоснуться с миром высших сущностей, освободиться хотя бы отчасти от власти рутины и тем самым определить и/или изменить свою судьбу.

С уважением приняв во внимание эту точку зрения как таковую, мы не могли не выразить своё недоумение, задав по ходу приснопоминаемой дискуссии следующий вопрос: каким образом служение  "открывания форточек" может сочетаться  с коммунистической идеологией, для которой неприемлемы любые форточки (ведь в форточку же можно убежать или хотя бы подышать!..)? Ответ на этот вопрос произвёл на нас в высшей степени сильное впечатление.

 


ПРОДОЛЖЕНИЕ - В СЛЕДУЮЩЕМ ПОСТЕ:
http://kiratata.livejournal.com/16284.html

.

Вс, 11 май, 2008 17:56 (UTC)
ottilia

Какая ж все-таки замечательная книжка про Крокуса!..

Затаив дыхание, читаю ваши посты:)

Сб, 29 сент, 2012 22:13 (UTC)
erleyka

Жуть какая. Очень давно не перечитывала "Капитана Крокуса", но сейчас, читая, поражаюсь смелости Ф. Кнорре. Здесь же собраны все штампы и канцеляризмы, и речь такого чиновника очень узнаваема (сколь я могу судить). И никакой "Генерал-Кибернатор" и пакеты акций не убедят читателя, что действие происходит в другой стране...
Но вот что он передал творившееся настолько точно - этого я не знала.

Успенский потом, гораздо мягче, тоже показывал, как государственная машина (любая, как выясняется!) топчет все живые ростки (ну как тут не вспомнить закрытие маленьких детских домов семейного типа! Или навязчивую идею поиска "неблагонадёжных" семей).

Вс, 30 сент, 2012 12:31 (UTC)
kiratata

Да уж...
Сейчас как-то оно всё более и более актуальненько:(((