?

Log in

No account? Create an account

Пт, 4 июн, 2010, 15:53
Два слова о молодёжном подполье. Несколько слов напоследок

Предыдущую часть повествования смотрите ЗДЕСЬ


===============================


И наконец – ещё несколько слов напоследок


Напоследок хочется всё-таки сформулировать некоторые итоги – пусть они не претендуют на оригинальность, но к ним мы пришли на собственном тогдашнем опыте, и они остаются для нас актуальными и по сей день. Вот они.


Люди по большей части склонны к состраданию и наделены понятием о справедливости.

Однако степень активности и образ действия (от самопожертвования до насилия), основанные на этих побуждениях, очень разнятся в зависимости от особенностей личности и воспитания.

Те, чья активность принимает социально значимые (особенно – политические) формы – не лучше и не хуже других, но, поскольку именно их деятельность сразу и заметно расширяет всеобщие возможности борьбы за свободу, истину и милосердие (и при этом зачастую ведёт к жертвам в их рядах), постольку на политических борцов возлагаются особые надежды и им вверяются особые полномочия (и/ или сами они на себя смотрят соответствующим образом).

Такой статус, а также специфическая для тайного противостояния привычка к воинственному неприятию ценностей и резонов окружающего большинства, могут привести политических борцов любого возраста и масштаба к иллюзии элитарности, вседозволенности, непогрешимости, к атрофии ответственности за свои поступки и их последствия – и даже вовсе лишить обратной связи с реальностью.

Можно сказать проще: когда человеку хочется избавиться от изнурительного груза личной ответственности, ему предоставляются два равно удобных пути: либо самому записаться в ряды "всегда-идущих-верным-курсом", либо записать туда своих предводителей. Да и обществу как таковому удобнее разделить своих членов на пастырей и пасомых, чтобы не корчиться в муках постоянных сомнений – кого слушать, кто прав. Последствия такого курса, иногда отдалённые, весьма горестны. Пока дело касается тебя одного или группки единомышленников – опомниться легче, а вот если приняло исторический размах!.. А когда всё-таки настаёт час осознавать ошибки и расхлёбывать последствия – вступает в силу невесёлый каламбур, и вчерашние соратники делятся на два потока: коммунары (кому нары) и коммунисты (кому не сты –дно).

Скорректировать угрозу такого исхода может только осознанная установка каждого человека и общества в целом на открытость, готовность к диалогу, доверие к доброй воле и разуму собеседника (пока он аргументированно не доказал их отсутствие) – и в равной мере к своему собственному разуму, совести и понятию о справедливости.


Очень хотелось завершить нашу "пару слов" – парой слов из А.Галича как певца прежде всего человеческой, а уж потом – политической свободы. Мысленный взор, разбежавшись среди всевозможных замечательно подходящих цитат – "Я выбираю свободу быть просто самим собой", "Моя война, моя вина, и смерть опять – моя", "Я не избран, но я – сужу"…– сконцентрировался в неожиданном месте: пожалуй, вот оно – необходимое условие светлого будущего для всех:

Спрашивайте, мальчики,
Спрашивайте,
А вы, люди, ничего не приукрашивайте,
А вы, люди, объясняйте всё как есть…


февраль 2008 – июнь 2010

Чт, 26 авг, 2010 22:34 (UTC)
detalii

Кира, Тата)
Рада, что ответ вам пришелся по душе)

А от идеи с книгой так быстро отказываться не стоит. электронный вид - все же не то что бумажный - иная передача тех же слов в широком формате)
было бы место для разгона мысли и тут его не мало, но аудитория думаю иная была бы.

За книгу "Обретение" - благодарю, скачала)

Рассказ Ваш сразу привлек мое внимание. тем что прочитала занимаюсь, и применяю на себе. не хочу позволить быть себе трусом среди обстоятельств . не прогибаться. ищу свое дело.

А анализ я делала и для себя и по школьной программе, вернее за ее рамками, делала для Олимпиады) тема заинтересовала, да и большей частью я писала про Ленина, уж больно интересен он мне был и темболее такое разносторонее к нему отношение. и захватила некий отрезок советской жизни - анализ делала и по своей семье и просто по общению с людьми старше)

В школе с учителем мне повезло, собственно это ему я и хочу показать Ваш рассказ)) он учил нас не тупому восприятию информации, а анализу - сомнению. каждый факт должен пройти через тебя и только потом стать фактом для тебя.
своебразный человек - очень люблю его. и считаю помог мне по жизни.
но не сейчас(

а учитель мой был когда политиком, увидев всю эту грязь и беспорядок стал преподовать в школе, когда я его спросила почему школа, а не универ, ведь школа это низжая ступень, в университете студенты более глубокими обладают знаниями. он ответил мне что в школе - на суждение еще можно повлиять, исправить или сформулировать его. т.е. буквально он делал из нас людей. думающих, а не стадно которым можно было бы управлять как хочешь.
я извиняюсь за лексику, быть может не к месту многое . но пишу под впечатлением.

Пт, 27 авг, 2010 00:15 (UTC)
kiratata

Да мы не то чтоб напрочь отказывались от идеи издать в бумажном виде - но заниматься всем этим нам слабО:))) Нам бы успеть хотя бы как-нибудь написать всё то, что мы себе наметили по жизни успеть написать...

Вы пишете про своего учителя:
"он делал из нас людей. думающих, а не стадо которым можно было бы управлять как хочешь" -

это здорово!

У нас тоже есть Учитель - Вячеслав Абрамович Лейкин, руководитель нашего поэтического кружка-ЛИТО. Потрясающий человек! - мы про него писали вот тут:

http://kiratata.livejournal.com/85572.html
http://kiratata.livejournal.com/126508.html
http://kiratata.livejournal.com/127909.html

ну и ещё немного вот здесь, это вы уже видели:
http://kiratata.livejournal.com/133681.html

Кстати, у него есть ЖЖ - там его дочь выкладывает его стихи (сам Вячеслав Абрамович с Интернетом
не в ладах, пожилым людям это всё же трудно...)

А ещё вот вопрос - а как к вам обращаться?:))) Как-то хочется обратиться к собеседнику, но это не всегда удобно сделать по нику:)))

Пт, 27 авг, 2010 00:35 (UTC)
kiratata

Да, так вот ссылочку-то на ЖЖ В.А.Лейкина позабыли дать:
http://v-leykin.livejournal.com

А его чудесная книга про то, как растут юные поэты - вот:

Каждый четверг в четыреста сорок восьмой. Часть 1
http://lib.ru/KIDS/LEJKIN/lejkin.txt

Каждый четверг в четыреста сорок восьмой. Часть 2
(Избранные главы):
http://prisutstvie.progressor.ru/alm12/leikin.html

Здесь очень рельефно обрисовано, как можно расти и каким вырасти - чтобы не помешала никакая советская или любая иная власть:)))

Пт, 17 сент, 2010 22:41 (UTC)
detalii

за ссылочки. отдельное спасибо.
да можете и по нику. ничего страшного.
а если не по душе. то Катерина. из реального мира ))

Сб, 18 сент, 2010 17:59 (UTC)
kiratata

Приветствуем вас (или тебя?:)), о Катерина из реального мира!:)))

Можем звать и Деталией, конечно:)) Катерина Деталия из реального мира - это даже шикарнее звучит:)))

Просто мы предпочитаем звать человека тем именем, которое ему приятно видеть / слышать. Нам абсолютно безразлично, какого свойства это имя - лишь бы оно радовало, а не огорчало того, к кому так обращаются!:)))

Сб, 18 сент, 2010 18:26 (UTC)
detalii

на "ты" лучше)

радует и то и другое)

Сб, 18 сент, 2010 20:27 (UTC)
kiratata

ОК!
Здравствуй, Катерина Деталия из реального мира!:)))

Появляйся, пожалуйста, на нашем горизонте почаще - а то ты так запропала, мы аж даже заволновались уже:))

И кстати - мы не знаем, обращала ли ты внимание, что у нас ведь есть ещё один журнал, "Альтерристика", посвящённый вопросам общения с мирами второй реальности
(то есть это тоже реальные миры, но не тождественные тому, что вотпрямтутподрукой:))

http://alterristika.livejournal.com/profile
профайл

http://alterristika.livejournal.com/
лента

Заходи, посмотри - может, тебе это тоже будет интересно?
И ваще, не пропадай уж:)))

Сб, 18 сент, 2010 22:16 (UTC)
kiratata

Нас на "ты" по-отдельности - "ты, Кира" и "ты, Тата", а на "ты" в совокупности, обобщённо - "девчонки":)))

Сб, 18 сент, 2010 22:25 (UTC)
detalii

девчоонки))
ок)