?

Log in

No account? Create an account

Чт, 24 дек, 2009, 06:19
Погибающая икона - "КТО" это или "ЧТО"? Определяющий выбор

Две недели назад, в постинге ""КТО" или "ЧТО" для нас важнее – и что из этого следует?" мы говорили о том, что очень большое значение имеет вопрос, воспринимает ли тот или иной человек окружающий мир на "КТО" (и, стало быть, на "ТЫ") – или на "ЧТО" (и, соответственно, на "Я"). Мы говорили о том, что "КТО" и "ТЫ" – это не только окружающие люди и животные, но и все те, кто, по нашим представлениям / ощущениям сами испытывают какие-то переживания, более того – нуждаются в нашей помощи, хотя бы в нашем неравнодушии; это могут быть любимые игрушки, старые дома или книги, валуны и поляны, рощи и реки…– бессловесные, но в сердце нашем говорящие, глубоко и тесно связанные с нашими судьбами дорогие существа.

Только что вскрывшаяся история доведения фактически до гибели Боголюбской иконы Божией Матери (информация об этом здесь и здесь) – прямая и весьма трагическая иллюстрация того самого принципа "КТО" или "ЧТО". Она была для них вещью – предметом религиозного поклонения, средством стяжать как можно более богатые дары небес. Будь она не предметом, а человеком – отношение к ней было бы, без сомнения, столь же вещным, столь же обращением-на-"ЧТО": мало ли известно случаев, когда система выкачивает до дна, выжимает как тряпку, приговаривая нравоучения о смирении – а потом выбрасывает на попрание злым грибам…

aleksy_lj пишет в постинге ""Знамение" от Боголюбской о грибах" (выделено нами):

"Знамение о грибах свидетельствует о системном кризисе вовсе не в сохранении святынь, но в кризисе уважения к человеку. Труд и душа человека, тот самый Образ, для сложившейся сегодня системы, вопреки всем декларациям, слову с амвона и литургике молитв - полное НИЧТО.

Знамение о грибах от Боголюбской - это о том, что человек системе не нужен. Можно свалить в кучу иконы, можно штабелями уложить на пол людей, не забыв взять "жертву", можно подставить монахинь. Конечно, кто то должен быть виноват. Пусть будут они...

Система жестока и беспощадна. Она ломает души, рушит семьи, обманывает в ожиданиях молодежь. Не уважает стариков. Что уж там говорить о какой-то доске

Пречистая, сквозь муть грибов - это о вере, которая все еще может спасти."

Суровые, точно в цель бьющие инвективы!.. – но даже здесь, даже в них нам назойливо чудится та же самая цепкая вещность, то же самое обращение-на-"ЧТО": случайно или не случайно, но инвективы эти звучат так, как будто судьба конкретной загубленной Боголюбской – которая жила с нами все эти столетия, страдала и молилась вместе со всеми, а теперь они её УБИЛИ – как будто эта конкретная судьба в конечном итоге не так важна, как то, сумеет ли, ткскть, воскреснуть в истинной вере великая Россия.

Горько…

Невольно вспоминаются слова alan_christian,
написанные им в прошлом году, по поводу ситуации с рублёвской "Троицей" – слова, являющиеся некоторым образом антифонной антитезой к вышеозначенному. Повторяем ещё раз, для ясности – Алан говорит об иконе, но говорит о ней на "КТО", осмысляет её положение так, как если бы она была человеком:

"… место человека, который болен, - не на работе, а дома в постели, в ожидании того дня, когда он выздоровеет и сможет исполнять свои обязанности наилучшим образом. Всякий, кто любит этого человека и кому он дорог, естественным образом будет стараться обеспечить ему на время болезни покой и лечение. А в старости, когда он просто неспособен к работе, - покой и любовь, чтобы он прожил подольше и радовал своим обществом своих близких. <…> Злые доктора, которые не отпускают любимого человека из проклятой больницы, не желают его спрятать от семьи, они желают, чтобы он прожил подольше.
<…>
Самым страшным для меня были крики сетевых ХРИСТИАНСКИХ троллей в стиле "бесы, ненавистники Церкви, горите в аду". Крики, обращенные к братьям по вере, которые просто в данной ситуации "в теме", как "в теме" наихристианнейший врач, сообщающий родне, что больного выписывать рано.
Папа Иоанн Павел болен? А зачем его лечить? Руки прочь, проклятые бесы-врачишки, от нашего Понтифика! Он священник или кто? Его место в алтаре! Ну-ка в алтарь его, он наш, наш, не ваш!"

-----------------------------

Что же из всего этого следует?

Давайте всё-таки выбирать, хотим ли мы видеть мир вокруг себя живым – или хотим "всего-навсего" обеспечить удовлетворение своим разнообразным "духовным нуждам"…

И давайте в этом врать не будем.
Ну хотя бы постараемся, давайте?..